Все новости

Нельзя ждать, пока доллар будет стоить сто рублей

НЕСТЕРОВА Анна 
Член генерального совета "Деловой России", учредитель и генеральный директор инвестиционной компании "Центр Капитал"
Для стабилизации курса активность властных структур должна быть своевременной, синхронной и масштабной

В уже названный "красным" понедельник 15 декабря курс национальной валюты потерял 10%. Поэтому ЦБ принял решение о повышении ключевой ставки до 17% (ещё в феврале она равнялась 5,5%).

Чтобы оценить своевременность и эффективность действий ЦБ, нужно проанализировать ситуацию в экономике в целом. С лета цены на нефть обвалились почти вдвое, в отношении России были введены санкции, а прогнозы по росту экономики были сильно скорректированы в худшую сторону. С начала года курс рубля ослаб более чем на 35%, а с начала декабря – ещё на 40%.

ЦБ за это время отпустил национальную валюту в свободное плавание, что спасло валютные резервы, но привело к ещё более серьёзному ослаблению рубля. Для стабилизации курса ЦБ ввёл валютные аукционы РЕПО, но они не пользуются популярностью из-за высоких процентных ставок. Поэтому в ночь на 16 декабря мегарегулятор повысил ключевую ставку сразу на 6,5 п.п. – до 17%.  

По моему мнению, причин ослабления рубля несколько: валютная выручка продаётся только во время выплаты налогов; крупные банки и компании спекулируют с рублём и долларом, одновременно им не хватает валюты для погашения своих обязательств; население конвертирует сбережения в валюту; иностранцы совершают спекуляции и др. Непрозрачная сделка "Роснефти", в которой не раскрывается, кто именно был инвестором на 625 млрд руб., подогревает опасения по поводу инфляционной спирали в действиях государственных агентов.

Как же нужно было действовать и что необходимо делать сейчас? Во-первых, повышение ставки ЦБ до 17% вряд ли окажет стабилизирующее воздействие на курс. Его можно достичь только увеличением ставки до 30-50%, как в 1990-е годы, что приведёт экономику к апокалипсису. Нынешнее манипулирование процентной ставкой бесполезно для стабилизации валюты и лишь ведёт к краху финансовой системы и уходу с рынка бизнеса.

Во-вторых, для стабилизации курса давно уже необходимо ввести инструмент валютного РЕПО по приемлемым для рынка ставкам, в необходимых объёмах и на прозрачных условиях. Раз этого до сих пор не сделано, нужно сделать это прямо сейчас.

В-третьих, ЦБ должен обязать все крупные компании и банки ежедневно отчитываться об объёмах валютных сделок. Необходимо начать контролировать системообразующие организации и запретить госкомпаниям и банкам совершать валютные спекуляции.

В-четвертых, следует как минимум рассмотреть предложение об обязательной продаже 50% валютной выручки.

В-пятых, нужно ввести аналог налога Тобина, который должен закрепить высокий (20-40%) налог за совершение валютных сделок (с разумными оговорками для неспекулянтов) с жёстким контролем выполнения.

Все пять пунктов лучше объявить немедленно с тем. чтобы реализовать в течение ближайших недель.

Для стабилизации курса активность властных структур должна быть своевременной, синхронной и масштабной. Главные задачи – это срочная диверсификация экономики, снижение зависимости от экспорта нефти, формирование чётких правил для инвесторов; полная, быстрая и реальная амнистия капитала; налаживание производств; торговля с Китаем и азиатскими странами за счёт валютных свопов. Действовать нужно молниеносно и решительно, пока доллар не дошёл до 100 руб.

Но одних действий в сфере валютного рынка мало, нужно срочно успокаивать партнёров России, инвесторов, население и тяжеловесов бизнеса. Поэтому необходимо следующее.

Первое. Срочно начать масштабную поддержку производственных предприятий за счёт целевого рефинансирования в ЦБ инфраструктурных проектов. Суть механизма заключается в том, что инфраструктура строится на деньги ЦБ, через кредитование коммерческими банками. При этом бизнес платит первые пять лет за инфраструктуру только проценты и страховку. Последующие пять лет половина основного долга выплачивается аннуитетными платежами бизнесом (для которого строилась инфраструктура), а половину долга возвращает государство за счёт налогов, которые вносит субъект бизнеса.

Второе. Инвестиционные и модернизационные проекты освободить от налогообложения (кроме налогов на персонал) на первые пять лет.

Третье. Начать массовое льготное кредитование бизнеса на модернизационные проекты через целевое рефинансирование в ЦБ со строгим мониторингом ковенант и условий целевого использования средств.

Четвёртое. Налаживание отношений с Китаем в части развития инструмента валютных свопов.

Пятое. Нужны новые инструменты поддержки бизнеса на период высоких ставок, например сокращение налогов для несырьевого бизнеса.

Шестое. Поддержка банков и инвесткомпаний через скупку облигаций на рынке, а также через покупку у коммерческих банков секьюритизованных кредитов для снижения их риска.

Повторюсь: реагировать на этот раз необходимо срочно, потому что бездействие просто убьёт экономику.

Хроника изменения курса рубля. 17 декабря 

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Цитирование разрешено со ссылкой на tass.ru