Над старинным русским городом Великие Луки в январе 80 лет назад громкоговоритель разносил звуки эстонской речи. Это комендант немецкого гарнизона полковник Эдуард фон Засс лично пытался перетянуть воевавших в Красной армии эстонцев на сторону фашистов. Знание языка Зассу понадобилось и когда его капитуляцию пришли принимать эстонцы советского 8-го стрелкового корпуса во главе с генералом Лембитом Пэрном.
Цель — сковать германские войска и освободить город
Великолукская наступательная операция возникла как цепочка спешных ответных мер на данные советской разведки. В конце 1942 года стало известно о подготовке вермахтом активных действий в районе Торопца и своевременно вскрыто сосредоточение противника. Ставка решает сорвать планы врага собственным наступлением силами 3-й ударной армии генерал-майора Кузьмы Галицкого и разгромить противника под Великими Луками — важным узлом дорог на стыке немецких групп армий "Север" и "Центр".
На тот момент — в ноябре 1942 года — полным ходом шла подготовка к наступательной операции Красной армии "Марс" подо Ржевом и каждый полк был на счету. Пришлось идти на риск: снимать войска с пассивных участков фронта под Москвой и изымать из резерва Ставки. В итоге советская операция под Великими Луками начинается одновременно с "Марсом" 25 ноября 1942 года.
В отличие от наступления на Ржев она развивается успешно: буквально за несколько дней — к 27 ноября — удается окружить усиленный немецкий полк в Великих Луках (около 7 тыс. человек пехоты, артиллеристов и тыловиков). Оказавшись в столь сложной ситуации, командующий группой армий "Центр" Гюнтер фон Клюге обращается к Адольфу Гитлеру за санкцией на прорыв из города. Ответ однозначный: "Об отходе не может быть и речи! Великие Луки оборонять в окружении". Здесь стоит учесть, что к тому моменту армия Фридриха Паулюса в Сталинграде также уже была окружена и командующий люфтваффе рейхсмаршал Герман Геринг даже не дал обещаний об организации "воздушного моста" к новому великолукскому котлу — все силы транспортной авиации были задействованы на снабжении 6-й немецкой армии (при этом внутри оборонительного обвода города взлетно-посадочной полосы не было).
Возглавил гарнизон в Великих Луках подполковник Эдуард фон Засс, который сразу же получает звание полковника и авансом Рыцарский крест.
Эстонская поддержка
Для советского командования Великие Луки в декабре 1942 года приобретают еще большее значение. Неудача операции "Марс" заставляет командование Калининского фронта и в частности его командира генерал-полковника Максима Пуркаева приложить все усилия, чтобы реабилитироваться в глазах Ставки. Упускать окруженных в городе на Ловати было нельзя.
Одним из резервов, который решили задействовать под Великим Луками, стали эстонские части. В Красной армии было порядочно уроженцев прибалтийских республик, эвакуированных в 1941 году или же служивших на командных должностях еще с 1920–1930-х годов. Несмотря на то что надежность многих прибалтов для СССР была под вопросом, немало было среди них и тех, кто действительно разделял коммунистические идеи Советского государства либо являлся противником нацистов, не имея симпатий к марксистской теории.
Главным недостатком эстонских частей было отсутствие полноценного боевого опыта, хотя в течение всего 1942 года формировался и готовился к боям эстонский корпус под командованием генерал-майора Лембита Пэрна.
Двусторонний штурм
Западную часть Великих Лук штурмовали более опытные советские соединения с преимущественно восточнославянским личным составом — 257-я и 357-я стрелковые дивизии, 47-я мехбригада. Крайне эффективными в уличных боях оказались огнеметные танки, выжигавшие очаги сопротивления гарнизона.
С восточной стороны освобождением города занимались подразделения корпуса Пэрна. Для них это был крайне тяжелый бой — не имея боевого опыта, после 120-километрового марша по занесенным снегом дорогам в атаках в городских кварталах они понесли существенные потери. 7-я эстонская дивизия лишилась в ходе декабрьских боев почти 450 человек убитыми, 249-я эстонская дивизия — 640 человек убитыми. Некоторые полки эстонских соединений даже были вынуждены переформировываться в батальоны. Буквально каждый дом приходилось брать с боем. В начале января 1943 года части эстонского корпуса вели упорные бои в районе железнодорожной станции Великих Лук, каждый день теряя по 30–50 человек. Именно здесь, на железнодорожной станции, в газоубежище глубоко под землей размещался командный пункт фон Засса.
Плечом к плечу с эстонцами продолжала ведение боя 47-я мехбригада Ивана Дрёмова, будущего командира корпуса в легендарной танковой армии Михаила Катукова и одного из покорителей Берлина. 6 января его бойцы взяли штурмом хорошо укрепленное здание пассажирского вокзала.
Психологические операции
Помимо боев с использованием орудий и пулеметов действия в Великую Отечественную войну нацистов в Великих Луках примечательны и активными психологическими операциями. Например, фон Засс, будучи выходцем из семьи крупных эстонских землевладельцев, хорошо знал язык своих предков и, как упоминается в документах, лично обращался к эстонским солдатам через громкоговоритель. Тяжелые потери в боях не способствовали росту морального духа эстонского корпуса, и фон Зассу удалось обмануть нескольких солдат Пэрна — они перебежали к окруженному гарнизону. Судьба их была незавидной: если не погибли под обстрелами, то могли быть наказаны как предатели.
Советским ответом на действия фон Засса стало сосредоточение на Великих Луках усилий пропаганды в масштабах, ранее не встречавшихся на советско-германском фронте. Так, к громкоговорителям встали бывшие пленные немцы, согласившиеся сотрудничать с Красной армией. Их аргументы звучали особенно убедительно. Усилия пропаганды отозвались в 100 перебежчиках с немецкой стороны (довольно много для семитысячного гарнизона).
Героические итоги
К 15 января 1943 года оборона железнодорожной станции распалась на отдельные очаги сопротивления. Одновременно в западной части города была взята крепость петровских времен — последний опорный пункт гарнизона в центре Великих Лук. Практически в это же время эстонские части вышли напрямую к убежищу фон Засса.
На предложение о капитуляции обитатели бункера ответили отказом. Когда саперы уже подтаскивали взрывчатку для его уничтожения, фон Засс все же предпочел сдаться вместе со своим штабом. Капитуляцию принимал лично генерал Лембит Пэрн, части его корпуса взяли в плен 1,5 тыс. человек из числа гарнизона Великих Лук. 17 января 1943 года удалось взять в плен последних 52 немца, которые прятались в развалинах (официально Великолукская наступательная операция завершилась 20 января). Всего в плен отправилось порядка 3,9 тыс. человек. Полковник фон Засс после войны — в 1946 году — был осужден и повешен в Великих Луках за военные преступления.
Эстонскому корпусу недешево обошелся этот первый фронтовой успех: две его дивизии и штаб корпуса потеряли более 2,2 тыс. человек только убитыми — практически каждый десятый. Соединения, штурмовавшие Малый Сталинград (так город прозвали после завершения операции) с запада, также понесли существенные потери: 257-я и 357-я стрелковые дивизии — 2,2 тыс. и 900 человек соответственно, 47-я мехбригада — 650 человек убитыми.
Великие Луки были освобождены. Это была знаковая победа. Если поражения под Сталинградом и на Дону немцы еще могли списать на своих сателлитов в лице румын или итальянцев, то в ситуации с городом на Ловати эта логика не работала — Великие Луки обороняли только немецкие части.
Эстонский же корпус Красной армии боем доказал свою дееспособность. В 1944 году ему предстояло освободить Таллин и саму Эстонию. Однако в наши дни подвиг противостоявших нацизму уроженцев Эстонии практически забыт у них на родине.