20 января 2023, 15:30
Мнение

В поисках мафии: как в Италии арестовали самого разыскиваемого босса "Коза ностра"

Вера Щербакова — об аресте Маттео Мессины Денаро
Маттео Мессина Денаро (в центре). EPA-EFE/ CARABINIERI HANDOUT
Маттео Мессина Денаро (в центре)

В СМИ не прекращается поток все новых занимательных деталей из жизни последнего крупнейшего босса сицилийской мафии "Коза ностра". О нем не было слышно 30 лет, на протяжении которых преступник, уже заочно приговоренный к пожизненному заключению, скрывался от возмездия. Это не рекорд, его предшественник из верхушки мафиозного купола — Бернардо Провенцано (1933–2016), прятался 43 года и был арестован в 2006 году.

Поражает в этом нарративе неизбежная романтизация мафии, начатая когда-то в кино. Разумеется, звучат фанфары в адрес правоохранительных органов, для которых арест Мессины Денаро стал большой победой, и, конечно, вспоминают тех, кто пал жертвами кровавых деяний мафиози. Маттео Мессина Денаро, как считается, был причастен к организации серии терактов в 1993 году — в Риме, Милане, Флоренции, в которых погибли невинные люди. К такому методу "Коза ностра" прибегала для оказания давления и устрашения властей.

Как полагают следователи, именно тогда началась знаменитая "trattativa" (переговоры), чтобы положить конец мафиозному террору. При взрыве бомбы, заложенной недалеко от галереи Уффици во Флоренции, погибли в конце мая 1993 года пять человек — среди них девятилетняя девочка по имени Надя и ее новорожденная сестра. Вся операция по поиску и захвату Мессины Денаро носила кодовое название "Закат" — по названию небольшого стихотворения, написанного девочкой в школе незадолго до гибели.

Маттео Мессина Денаро фигурирует и среди основных исполнителей заказных убийств легендарных борцов с мафией Джованни Фальконе и Паоло Борселлино. Они были подорваны в своих автомобилях в Палермо в 1992 году с разницей в два месяца. Заказчиком выступил могущественный "крестный отец" Тото Риина, арестованный 15 января 1993 года. Он умер в тюрьме строгого режима в 2017 году, и многие полагают, что Риина до конца контролировал "Коза ностра" даже из-за решетки.

"Коза ностра" без купола

Собственно, арест "босса боссов" Риины стал первым значительным ударом по "Коза ностра", мощнейшей теневой преступной организации. Есть версии, что "сдал" Риину Провенцано, чтобы самому встать во главе мафиозного купола. Но достаточно распространено и мнение, основанное на свидетельствах так называемых пентито — раскаявшихся мафиози, пошедших на сотрудничество со следствием, что после Риины у "Коза ностра" больше не было единого главы. Маттео Мессину Денаро, которого объявили в розыск как раз после терактов 1993 года, никто изначально не считал главарем, но его фигура за 30 лет обросла определенными легендами, и его стали называть преемником Риины и Провенцано. Хотя многие раскаявшиеся мафиози отрицали, что Мессина Денаро мог возглавить "Коза ностра", поскольку он представляет клан из Трапани, а традиционно "крестные отцы" происходят из Корлеоне (к югу от Палермо).

За прошедшие годы кропотливых расследований, работы с раскаявшимися мафиози следователи установили, что "Коза ностра" переживает сложный процесс реорганизации (вероятно, так и не оправившись от ареста Риины), и мафиозного купола как такового нет. Мафия сейчас достаточно фрагментирована и состоит из отдельных кланов, поделивших зоны влияния. Изменились и методы ее деятельности. Это больше не громкие убийства и "мафиозные войны". Организованная преступность путем коррупции проникает в политическую и экономическую жизнь страны, осваивает новые сферы, в первую очередь киберпространство. За мафией остаются и традиционный рэкет и контроль над территорией.

Всегда считалось, что мафия процветает там, где государство недостаточно сильно, не обеспечивает нужды населения. И неслучайно традиционно в Италии мафии возникали в южных районах. Хотя сегодня это, как и все остальное, глобализированный феномен. "Коза ностра" несколько утратила свой вес. Главной теневой преступной организацией сейчас считается ее калабрийская "кузина" — "Ндрангета".  

Одна карма

Но есть какие-то традиционно присущие мафии вещи, которые не меняются. Одна из этих характеристик — "омерта", кодекс молчания, и круговая порука. Маттео Мессина Денаро, как выясняется, как и все его предшественники, в итоге скрывался в родных местах — неподалеку от Трапани в городке с 11 тыс. жителей Кампобелло-ди-Мазара. Там обнаружены уже три его логова, в том числе секретный бункер. Итальянские СМИ пишут, что 60-летний мафиози, которого специальные подразделения по борьбе с мафией разыскивали 30 лет, вел почти нормальную жизнь пенсионера — ходил в местный супермаркет и бар поблизости и даже делал селфи (нашумевшая фотография, на которой Мессина Денаро запечатлен с медбратом в больнице). Никто якобы и не подозревал, что тот вежливый хорошо одетый мужчина — самый разыскиваемый преступник Италии. Существует и "двойник" Мессины Денаро — реальный Андреа Бонафеде, документами которого пользовался мафиози. Сейчас мужчина, на чье имя, в частности, записана одна из квартир мафиози, проходит фигурантом следствия.

Выдала босса человеческая "уязвимость" — по Воланду — смертность. "Да, человек — смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус!" На след Мессины Денаро навело предположение, что он может быть смертельно болен. У него — рак, от которого он не менее двух лет проходит лечение. В больнице в Палермо, где его арестовали 16 января, он бывал как минимум шесть раз. На этот раз он приехал делать химиотерапию. Ее продолжают делать ему и в тюрьме особого режима в Аквиле, где сейчас он, согласно данным СМИ, находится. Примечательно, что тяжело больными умирали в тюрьме и Провенцано, и Риина. Но ни одному, ни другому государство не смягчило режим содержания. По делу Мессины Денаро проходят в качестве подозреваемых и медики, в том числе тот, что первый поставил ему неутешительный диагноз.

Политический отзвук

То, что Мессине Денаро удавалось так долго скрываться, указывает, по мнению губернатора Сицилии Ренато Скифани, на то, что на острове еще существует плотная сеть круговой поруки, которая его покрывала. В родном городке мафиози Кастельвертано кто-то ликовал по поводу его ареста с растяжками "Сицилия — наша, а не принадлежит "Коза ностра", а кто-то и тосковал, считая это ошибкой, поскольку "он всех кормил". Одна эта фраза показательна, поскольку дает представление, насколько население может "покрывать" боссов.

Хотя общее восприятие мафии в последние десятилетия претерпело большие изменения. Мафиозные покушения на Фальконе и Борселлино изучают в школе, теперь по всей стране образовательные учреждения носят их имена. В дни их гибели — 23 мая и 19 июля соответственно — проходят антимафиозные марши. Молодежи внушается, что мафия — это зло. В абсолютную ценность возводится законность. Одним словом, у мафии более нет того шарма благородства, которым она была окутана хотя бы благодаря легенде самого своего происхождения. 

По одной из версий, происхождение самого слова "мафия" восходит к лозунгу национально-освободительного движения сицилийцев 1282 года. Поводом для него послужили раздача анжуйскими правителями земель с крестьянами французским феодалам и перенос столицы Сицилийского королевства из Палермо в Неаполь. Аббревиатура фразы "Смерть Франции, вздохни, Италия" по-итальянски составляет "М.А.Ф.И.Я". По другому предположению, "мафия" на сицилийском диалекте означает нечто восхитительное. Как бы там ни было, но у мафии была репутация чего-то, защищающего "свое". “Коза ностра" — одна из старейших мафий, возникшая на Сицилии в XIII веке. С волной эмиграции она была "экспортирована" в Новый Свет, где стала чуть ли не еще могущественнее, чем на родине. 

Арест Маттео Мессины Денаро сразу стал и "политическим вопросом". Во-первых, несмотря на то что работа велась давно, все лавры достались нынешнему правительству Джорджи Мелони. Сама премьер немедленно отправилась в Палермо, где сразу, разумеется, отдала дань памяти Фальконе и Борселлино. Примечательно и то, что арест Мессины Денаро произошел ровно 30 лет спустя после ареста Риины (и на следующий день после дня рождения премьера). Вообще большое количество совпадений и необъяснимых фактов, наталкивающих на вопрос "А почему именно сейчас?", породило определенный скептицизм у достаточно широкого круга людей и специалистов. 

Появилось убеждение, что Мессина Денаро сам сдался. Причины на то были — он смертельно болен. Но, безусловно, он что-то потребовал взамен. И как минимум это гарантии для его семьи. Подтверждением этого тезиса стало всплывшее вышедшее еще в ноябре (и, вероятно, записанное раньше) интервью некоего Сальваторе Байардо, связанного с некоторыми членами "Коза ностра", в котором он "предсказал" возможный арест Мессины Денаро, предположив, что "он болен". 

Он также поднял вопрос о неотменяемом пожизненном заключении. Обычно долгие сроки, даже за терроризм, в Италии могут со временем сокращать и заменять меру пресечения за истечением срока давности преступления. Такие случаи были в недавнем прошлом. На мафиози это пока не распространяется.

Одновременно с этим новое коалиционное правоцентристское правительство, в которое входит партия Сильвио Берлускони "Вперед, Италия", обсуждает вопрос реформы системы прослушки. Дебаты на эту тему в Италии отнюдь не новы. Давно не утихают протесты, что прослушивание телефонных разговоров в рамках расследований становится инструментом политической борьбы, поскольку нередко их перепечатки попадают в прессу. Одним словом, нынешнее правительство имеет намерение ограничить право на прослушку. Следователи по борьбе с мафией заявили, что прослушивание телефонов имело фундаментальное значение для обнаружения Маттео Мессины Денаро.

Следователям предстоит еще обширная работа, в результате которой может быть пролит свет на печальные страницы истории Италии 1990-х годов. Загадок осталось немало, например о том же предполагаемом сговоре государства и мафии. Многих деятелей тех лет уже нет в живых, а проходивший на протяжении нескольких лет громкий процесс так и не дал однозначных ответов и фактически сдулся. Считается, что Мессина Денаро мог хранить всю документацию Риины, в том числе знаменитую записную книжку Борселлино. 

Пока следователи нашли в логовах Мессины Денаро немного: какие-то украшения, драгоценности, дорогую одежду, но никаких документов, которые вполне могли успеть перепрятать. Неизвестно, где капиталы мафии — миллионы или даже миллиарды арестованного. Зависит многое от того, что все-таки расскажет сам мафиози. Но вопрос — сколько ему осталось. Одним словом, точка не поставлена, и может быть еще много сюрпризов. 

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Использование материала допускается при условии соблюдения правил цитирования сайта tass.ru