В конце 2014 года в Перу состоялась конференция сторон рамочной конвенции по изменению климата ООН. Проще говоря, это переговоры представителей почти 200 правительств, посвященные выработке нового соглашения, направленного на предотвращение изменения климата на планете.
В настоящий момент все еще работает Киотский протокол, в свое время ставший первым международным законом, требующим от участников сокращения выбросов. Однако практически все специалисты сегодня согласны с тем, что этот документ устарел. Прежде всего потому, что его требования распространяются лишь на развитые страны, в том числе на Россию.
Впрочем, серьезное сокращение выбросов произошло у нас существенно раньше подписания Киотского протокола, вследствие развала СССР, так что никаких ограничений на экономику России участие в международном климатическом режиме не наложило. Вместе с этим помогло привлечь миллионы долларов инвестиций в проекты, направленные на энергоэффективность и модернизацию. К сожалению, Россия отказалась участвовать в втором периоде Киотского протокола, иначе поток инвестиций в экологические проекты мог даже вырасти.
Вырабатываемый в данный момент новый всемирный договор о сокращении выбросов парниковых газов, который заменит Киотский протокол, будет касаться как развитых, так и развивающихся стран. И хотя переговоры шли достаточно тяжело, в Перу правительства все-таки приняли проект нового договора. До середины 2015 года правительства должны сообщить в секретариат конвенции свои цели (обязательства) по сокращению выбросов, на основе чего будет продолжена работа над новым соглашением. Работы с ним предстоит еще довольно много, и далеко не все участники переговоров уверены в том, что удастся принять окончательный документ через год на очередной климатической конференции ООН в Париже. Это будет зависеть, например, от того, будет ли новое соглашение носить обязательный характер или окажется добровольным. Проект нового соглашения не дает ответа на этот вопрос.
Фактически сейчас страны разделены на два лагеря. Одни говорят, что необходим жесткий контроль над выполнением обязательств по сокращению выбросов, другие резонно замечают, что реального прогресса можно достичь, только создав экономические стимулы к тому, чтобы страны сами захотели снижать выбросы. Очевидно, предстоит серьезная работа по поиску компромисса в этом вопросе.
Еще один больной вопрос - климатическое финансирование, которое должно к 2020 году достигнуть объема $100 млрд. Эти средства были обещаны развивающимся странам, многие из которых уже серьезно пострадали от изменения климата. Однако пока собрана лишь небольшая часть обещанных фондов.
Несмотря на то что переговоры не привели к каким-либо конкретным результатам, смысл подобных конференций далеко не только в решении переговорных вопросов. Присутствие на них позволяет составить впечатление о ближайших тенденциях в тех областях деятельности, которые непосредственно связаны с изменением климата. Прежде всего это касается энергетики. В Перу большое внимание было приковано к угольной промышленности. Как структуры ООН, так и правительства ряда ведущих стран мира уделили достаточно много времени критике угольной промышленности.
Удивляться здесь нечему. Избежать наиболее катастрофических последствий изменения климата невозможно без сокращения выбросов парниковых газов по крайней мере на 80% уровня 1990 года на протяжении нынешнего столетия. Уголь - один из наиболее грязных источников энергии. Достичь серьезного сокращения выбросов невозможно без резкого снижения роли угля или даже отказа от него во всем мире.
Так, власти Германии анонсировали на климатических переговорах в Перу новую энергетическую программу, подразумевающую полный отказ от угля и атомной энергетики. Незадолго до переговоров ООН Китай обозначил 2030-й как год прекращения роста выбросов, а китайские эксперты считают, что рост выбросов непосредственно от угля можно было бы остановить уже к 2020 году.
Начиная с прошлого лета Всемирный банк, Европейский инвестиционный банк, Европейский банк реконструкции и развития, Экспортно-импортный банк США заявили о введении тех или иных ограничений на финансирование угольных проектов. В перспективе для России это может означать сокращение добычи и экспорта угля, за которым могут последовать банкротства компаний и массовые увольнения. На сегодня в России добывается около 350 млн тонн угля в год, из которых экспортируется около 140 млн тонн.
Быстрее или медленнее, переговоры ООН продвигаются к новому соглашению по сокращению выбросов. Это значит, что угольная промышленность будет подвергаться все более серьезной критике во всем мире. Россия пока остается тихой гаванью, в которой угольная промышленность хоть и терпит убытки, но все еще пользуется активной финансовой поддержкой государства. Однако спрос на уголь в перспективе будет снижаться не только в развитых странах, но и в развивающихся, где в связи с этим растет давление на правительства. И лишь вопрос времени, когда российская угольная отрасль ощутит на себе последствия международного антиугольного движения.
Учитывая набирающее силу климатическое движение по всему миру, необходимо готовиться к изменениям. Это означает, что вместо программы господдержки угольной промышленности стоимостью $7 млрд необходимо тратить деньги на развитие неугольных производств в Кузбассе и прочих угольных регионах. А также развивать программы переквалификации рабочих угольных компаний. Тем более что экономическое состояние многих угольных компаний в России уже сегодня нельзя назвать благополучным, а экологическая ситуация в угольных регионах близка к катастрофической.
России необходимо перестраиваться и приспосабливаться к новым энергетическим тенденциям, набирающим силу во всем мире. Начать подготовку к последствиям ужесточения климатического режима еще не поздно. Это не только поможет решить глобальную климатическую проблему, но и оздоровит экологическую ситуацию внутри страны, а также позволит упредить рост безработицы в угольных регионах.