3 апреля 2023, 10:30
Мнение

Новинки с Ближнего Востока: чего ждать россиянам от автомобилей из Ирана?

Игорь Моржаретто — о том, на какую нишу российского авторынка могут претендовать иранские машины

REUTERS/ Omar Sanadiki

Главная автомобильная новость последних дней: иранская Saipa планирует начать продажи трех новых моделей в России уже этим летом. Причем в нашей стране откроют 120 автосалонов бренда, обсуждается даже идея со сборкой этих автомобилей в Санкт-Петербурге. Дистрибьютором выступает молодая фирма с амбициозным названием "Бест-моторс". Что это за машины, сколько они будут стоить, стоит ли вообще ожидать серьезного нашествия авто из Ирана?

Фарси с французским акцентом

Название Saipa — это аббревиатура Société Anonyme Iranienne de Production Automobile, то есть Иранская акционерная компания по производству автомобилей. Удивляться французскому названию не стоит: компания была основана в 1965 году как совместное предприятие с французской Citroën. В 1968 году она выпустила первое авто под маркой Saipa-Citroën — это был чуть перелицованный Citroën Dyane. В 1975 году появился еще один партнер из Франции, с которым освоили производство модели Renault 5, но уже под маркой Saipa-Renault.

В начале 1980-х годов, когда по отношению к Ирану были введены первые санкции и европейские партнеры ушли, компания начала выпуск автомобилей под собственным брендом. Естественно, что на основании технологий французских партнеров. Но трудностей пришлось преодолеть немало: в 1980–1990-х годах Saipa пережила серьезный спад, производство неоднократно останавливалось. В начале уже нынешнего века, в период ослабления международных санкций, на иранском заводе недолгое время собирали автомобили корейского концерна Kia, но впоследствии и он вышел из проекта. И только в 2009 году удалось разработать и выпустить новую собственную модель —Saipa Tiba (на базе Kia Pride). Через пять лет, в 2014 году, на базе все того же Kia Pride вышел еще один автомобиль — Saipa Saina, который заменил устаревшую Tiba. Появились и другие модели.

Сегодня Saipa — второй по объемам сборки автопроизводитель в Иране. Несмотря на санкции, компания продолжает развивать сотрудничество с зарубежными партнерами — теперь преимущественно китайскими — и модернизировать завод. Она выпускает не только седаны и хэтчбеки, но и универсалы, пикапы и кроссоверы. За свою историю Saipa произвела и продала более 2 млн автомобилей. Так что с иранской стороны все достаточно серьезно.

Что на практике?

За последние пару лет представители иранского автобизнеса неоднократно заявляли, что они очень хотят прийти на российский рынок и готовы предложить нашим покупателям целую россыпь интересных моделей. Но, похоже, это все больше некие ритуальные заклинания — на самом деле по каким-то причинам их компании — а в стране их работает несколько, и все вместе они производят более 1 млн автомобилей в год — к нам не спешат. Выжидают? Присматриваются? Опасаются западных санкций? Хотя, казалось бы, Иран живет под ними уже почти 40 лет… Или, может, считают, что их авто "не пойдут" на нашем, в общем-то, требовательном рынке? Мы ведь действительно за последние 20 лет успели привыкнуть к тому, что нам предлагают современные качественные европейские, японские, корейские и т.д. модели по доступным ценам, и на меньшее уже не согласны… Не знаю, какая из причин главная или работают все в совокупности, но пока на наш рынок никто непосредственно из иранских компаний не пришел. И Saipa прямых инвестиций в Россию пока тоже не планирует, и даже полноценного открытия представительства в России не ожидается.

При этом планов и намерений много — от создания сети из 120 дилерских центров до возможного открытия совместного сборочного производства в Санкт-Петербурге. Но решать все эти грандиозные задачи собирается молодая российская компания "Бест-моторс", учрежденная в январе этого года в Северной столице. И эта компания инвестирует в закупку и доставку в нашу страну крупных партий иранских автомобилей, получение на них ОТТС (одобрения типа транспортного средства), продвижение моделей... Впрочем, специалисты этой компании обладают немаленьким опытом в автобизнесе, больше десяти лет занимались продажей и обслуживанием грузовиков ведущих мировых марок, поставкой комплектующих, ремонтом моторов и т.д. Но ситуация поменялась, европейские партнеры уехали из страны, и они решили поискать новые направления работы. Как рассказал генеральный директор "Бест-моторс" Александр Степанов, первые контакты с компанией Saipa у его команды случились еще год назад. Россияне с тех пор побывали на производстве автомобилей в Иране, оценили уровень локализации, изучили возможности производства запасных частей. По оценке "Бест-моторс", Saipa сама производит до 98% комплектующих для своих автомобилей и в принципе не зависит от иностранных поставщиков. "В том числе у компании свое производство системы ABS, подушек безопасности. Они практически полностью автономны в части использования ряда нужных агрегатов, от поставок которых зависит российский автопром". Для "Бест-моторс" это стало решающим фактором при выборе партнера. Кроме того, по словам Степанова, они внимательно изучили отзывы потребителей и выяснили, что меньше всего нареканий — именно по поводу машин этой марки. Ну что ж, надеюсь, у нас скоро будет возможность убедиться в этом лично…

Итак, что происходит сейчас? Первая партия автомобилей (1 тыс. штук) уже оплачена и движется из Ирана в Россию на автовозах — кратчайшим сухопутным путем, через Азербайджан. Когда автомобили приедут, они должны будут пройти все испытания в НАМИ согласно российскому законодательству, включая краш-тесты, чтобы получить ОТТС. На это обычно уходит месяца три, не меньше. И только после этого, как правило, могут начинаться официальные продажи. Но первую партию ввезут по схеме параллельного импорта с оформлением заключения (то есть без оформления ОТТС — прим. ТАСС) только на нее. Такое право дает постановление правительства. Всего в этом году "Бест-моторс" планирует завези и продать 10 тыс. автомобилей.

Три персидские сестры

Итак, на первом этапе в России планируют продавать три бюджетные модели компании Saipa — хэтчбек Quik и седан Saina, а также "флагманский" седан Shahin, причем с разными типами трансмиссий — как с "механикой", так и с "автоматом" (автоматическая коробка передач, АКП). Что важно: все коробки передач, включая автоматическую, иранцы производят сами, также как компоненты ABS и подушки безопасности. Все машины соответствуют нормам "Евро-5", некоторые даже "Евро-6".

Что мы знаем об этих автомобилях? Увы, вживую их пока практически никто не видел. Но хорошо известно, что модели Saina и Quik построены на модернизированной платформе компании Ford. На ней были созданы модели Festiva и Mazda-121, а ее история началась еще в 1980-х годах. Позже ее доработали в компании Kia для модели Pride. А потом перерабатывали уже иранские инженеры. Мотор только один: все машины оснащаются довольно древним, но зато, как говорят, очень надежным, атмосферным 1,5-литровым двигателем (мощность — 87 л.с., крутящий момент — 128 Нм). Эти автомобили по нашей классификации относятся к В-классу: длина хэтчбека 4 м, седана — 4,2 м. Привод только передний. У модели Saina коробка передач только механическая. Внутри — руль без кнопок, аналоговая приборная панель, кнопочная магнитола и простенькие крутилки кондиционера. Это настоящий эконом-класс, в котором нет ничего лишнего. Но базовые системы безопасности присутствуют: две подушки безопасности, антиблокировочная система и задние парктроники. За что отдельное спасибо!

Между прочим, Saina на 5 см короче седана Lada Granta. Quik — еще более компактный, на заднем сиденье совсем тесно, да и багажник маленький. Но зато он "моложе": вышел в 2017 году. Это вроде та же Saina, но здесь уже появился вариант с автоматической коробкой передач (вариатором), и в салоне стало чуть интересней: руль с кнопочками управления, небольшой цветной дисплей и даже климат-контроль.

Седан Shahin уже относится к классу В+, хотя сами иранцы определяют его в класс С, но это вопрос спорный. Он больше, интереснее выглядит, быстрее едет и построен на новой платформе SAIPA SP1, которая, между прочим, заявлена как "первая иранская платформа", но при этом известно, что она основана на японской Toyota класса B (на ней было построено предыдущее поколение Yaris). По габаритам этот автомобиль сильно больше Saina и гораздо ближе к тому же Solaris или Vesta. Для сравнения: длина Saipa Shahin — 4 460 мм, Lada Vesta — 4 410 мм, Hyundai Solaris — 4 405 мм. По мощности модели также примерно равны. И Shahin, и Vesta используют двигатели объемом 1,6 л, но у иранского авто есть турбина, которая увеличивает отдачу до 110 л.с. Еще один яркий плюс — вариатор CVT. И оснащен Sahin богато, ведь в базовую комплектацию входят кондиционер, бесключевой доступ и запуск с кнопки, монитор (7 дюймов), система контроля давления в шинах, камера заднего вида, парктроники, две подушки безопасности, подогрев передних сидений, а также ABS с системой распределения тормозных усилий.

Причем представители компании-дистрибьютора пообещали, что машины в целом готовы дорабатывать под российские условия после получения ОТТС. Например, за счет расширения списка "теплых" опций.

Перспективы ближние и далекие

Цены в России будут примерно такими: от 1 млн за седан Saina и хэтчбек Quik до 1,7 млн рублей за самые дорогие комплектации седана Shahin. Точные цены объявят в конце мая, когда в продажу поступят первые товарные автомобили. А уже в течение этого года планируют открыть 120 дилеров, от западных границ и до Урала. Причем расстояние между дилерскими центрами и сервисными станциями, соответственно, должно быть не более 150 км. Как обещают, все модели будут обеспечены расходниками и запчастями. На первые партии автомобилей установлена гарантия на два года (или 80 тыс. км пробега), но в перспективе Saipa якобы готова перейти на уже привычную для России схему — три года или 100 тыс. км пробега.

План продаж на первый год — 10 тыс. автомобилей, и до 45 тыс. уже в 2024 году. А вообще контракт с Saipa заключен на три года. Доставлять машины из Ирана будут автовозами пока через Азербайджан. Но в перспективе возможен и смешанный маршрут: морем через Каспий до одного из российских портов, а затем — по железной дороге или опять же автовозами. Зря, что ли, у нас активно развивают логистический коридор "Север – Юг"?

Если иранские модели российским водителям понравятся, то в планах компании "Бест-моторс" попробовать завезти на российский рынок пикапы — в модельном ряду компании есть новый хэтчбек Atlas, рестайлинговая версия Quik, и пока безымянный кроссовер, который сейчас проходит дорожные тесты в Иране, — премьера должна состояться в этом году.

Но это еще не все! После оценки результатов продаж руководство "Бест-моторс" собирается рассмотреть вопрос о локализации сборки этих автомобилей в России, на одной из площадок в Санкт-Петербурге. Кстати, первый дилерский центр откроется тоже в Питере, на улице Симонова. Еще бы, ведь компания родом из Северной столицы. В Санкт-Петербурге и окрестностях сейчас довольно много промплощадок, освободившихся после ухода зарубежных компаний. Выбирай — не хочу…

Называют уже и конкретный адрес, где теоретически может развернуться производство автомобилей иранской марки Saipa в России: бывший завод MAN в промзоне Шушары в Санкт-Петербурге. Этот завод работал с 2013 по 2022 год: здесь методом крупноузловой сборки производили грузовики MAN и Scania для российского рынка. В декабре 2022 года предприятие продали, по сообщениям в СМИ, "одному из дилеров компании". Между прочим, генеральный директор "Бест-моторс" Александр Степанов — учредитель и руководитель целого ряда компаний, так или иначе связанных с автобизнесом. В том числе с торговлей и обслуживанием грузовиков ведущих европейских марок. Так что возможный выбор площадки бывшего завода MAN — явно не случайность… 

Но, понятное дело, перед тем как перейти к стадии локализации, нужно развить дилерскую сеть и посмотреть, приживутся ли здесь эти автомобили. "Это народный автомобиль, надежный работяга, все должно получиться", — уверен директор по стратегическому развитию компании "Бест-моторс" Евгений Чижов.

Интересные перспективы, конечно. Но тут справедливо возникают некоторые вопросы.

Русский размер

Почему самих представителей бренда Saipa на пресс-конференции, которая состоялась в Москве, не было? Выступали исключительно россияне, а возможные намерения иранцев озвучил представитель по Ирану Евразийского бизнес-совета Аббас Мирзаи Гази. Встречаю его регулярно на разных мероприятиях; мужчина он видный и выступает интересно. Только вот полномочия его неизвестны… Хотелось бы все-таки услышать и голоса руководителей конкретно иранской компании.

Ничего не известно и об инвесторах проекта. Кто они? Только россияне? Или все-таки финансово участвует кто-то с иранской стороны? Формально это проект фирмы "Бест-моторс", остальное — коммерческая тайна. Хотя очевидно, что не самая большая компания из Санкт-Петербурга самостоятельно его не потянет…

И еще, хотя иранские автомобили могут оказаться очень интересными по оснащению, цене, остается вопрос качества. А это покажет только эксплуатация в нашем климате — хотя бы в течение двух-трех лет. Ведь в большинстве районов Ирана даже зимой температура ниже +10 градусов почти никогда не опускается, а значит, нет ни снега, ни грязи… и никаких реагентов.

При этом мы встречаем совершенно незнакомый нам бренд, рассчитанный, как я понимаю, на небогатого и не очень требовательного потребителя. То есть теоретически он мог бы оттянуть часть потребителей моделей Lada. Тем более что изначально автомобили укомплектованы богаче, чем машины из Тольятти. Есть ABS и вариантивно АКП. Но по технике и дизайну эти авто значительно уступают бывшим лидерам продаж в бюджетном сегменте — Kia, Renault и т.д., хотя по цене равняются на них, а не модели "Автоваза". Захотят ли россияне покупать за эти деньги автомобили неизвестной марки, с непонятной стоимостью обслуживания, надежностью, остаточной стоимостью? Боюсь, спрос очень большим не будет. Во всяком случае — на первом этапе.

При этом компании-дистрибьютору придется очень серьезно вложиться в рекламу и маркетинг, чтобы автомобилисты узнали об этих моделях и их преимуществах. Готова ли на это компания "Бест-моторс"? Не знаю.

Вообще же у этих моделей могут быть серьезные перспективы на нашем рынке только в одном случае — если получится организовать их сборку в России. С привлечением местных поставщиков комплектующих. Таким образом можно чуть снизить стоимость автомобилей для потребителей, сделать их за счет этого более привлекательными. В таком случае покупатели, видимо, готовы будут мириться с недостатками этих машин. Но для этого опять же нужны очень-очень серьезные инвестиции в проект.

А при прямых продажах… Скажите, зачем мне покупать автомобиль класса Lada Granta со скучным дизайном и непонятным качеством на 300 тыс. дороже все той же Granta? Да, сейчас у модели из Тольятти пока нет ABS и АКП, но нам обещают, что через полгода эти опции вернутся на конвейер. Зато запчасти для Lada есть везде, и отремонтировать ее, если потребуется, можно в любом гараже.

Если появятся новые модели иранских автомобилей — интересно будет на них посмотреть. Но перспективы продаж напрямую зависят от цены. Если она будет высокой — а низкой она быть не может, — сможет ли неизвестная марка выиграть соревнование с уже раскрученными китайскими брендами?.. Сомневаюсь. Видимо, поэтому иранские компании и не стремятся самостоятельно выходить на российский рынок, доверяя это "почетное право" российским партнерам. Так было 15 лет назад, когда к нам на непродолжительное время приехали машины от Iran Khodro, так случилось и сейчас. Кстати, тогда денег на рекламу и маркетинг, видимо, не было. "Местный партнер не смог эффективно продвигать новые, неизвестные покупателю автомобили, не размещал рекламу и не обеспечил развитие дилерской сети, и, наконец, не организовал должным образом гарантийное обслуживание и своевременную поставку запчастей", — вспоминает руководитель проекта "Автомаркетолог" Олег Мосеев. И в результате через три года продажи седанов из Ирана тихо свернули… Кстати, уже несколько раз заходила речь о возможном "втором приходе" на наш рынок автомобилей крупнейшей их компании — Iran Khodro, но уже нового модельного ряда. И тишина… 

В любом случае сейчас для Saipa наиболее благоприятный момент для выхода на российский рынок, так как именитых западных и восточных конкурентов просто не осталось, а разнообразие очень нужно. Особенно в сегменте бюджетных авто, где в настоящий момент практически никого, кроме "Автоваза", и нет. И покупателям в этой нише — до 2 млн рублей — нужны не модные "гаджеты на колесах", а простые, надежные машины по доступной цене, способные без проблем доставить пассажиров и груз из точки А в точку Б.