В последние недели на улицах Гаваны заметно сократилось количество автомобилей, пробок почти нет. Ранее подобное можно было наблюдать в период ограничений во время пандемии коронавируса. Но в этот раз причина исключительно экономическая: уже около месяца на Кубе серьезный дефицит топлива, функционирование транспортной системы сильно затруднено.
Даже Международный день солидарности трудящихся — одну из ключевых дат для этой социалистической страны — в этом году сложно было назвать в полной мере праздничным. На прошлой неделе власти приняли непростое решение отменить проведение традиционной демонстрации из-за нехватки топлива. Демонстрации на Кубе начинаются ранним утром, и участники манифестации просто не смогли бы добраться до места ее проведения.
Лучше, чтобы очередь была
В то время как главная площадь страны со знаменитым огромным портретом Эрнесто Че Гевары на фасаде здания Министерства внутренних дел пустовала, многолюдно было возле некоторых гаванских автозаправочных станций. А именно тех, где бензин все-таки был.
Очереди у заправок — порой в несколько километров — можно было наблюдать уже в начале апреля. "Если ты нашел заправку без очереди, не спеши радоваться — там точно нет бензина. Поэтому лучше, чтобы очередь была: так существует вероятность, что на АЗС есть топливо", — рассказывает водитель "Лады" Энрике. Впрочем, даже наличие очереди отнюдь не гарантия. Многие водители занимают места, чтобы побыстрее заправиться, "когда привезут". Время ожидания может быть разным: от нескольких часов до двух-трех дней.
Естественно, мало кому захочется тратить столько времени, чтобы просто заправить бак авто, — практически каждый водитель берет с собой несколько канистр. "На черном рынке уже есть предложения купить бензин в семь раз дороже официальной цены, но есть сомнения в его качестве", — отмечает сосед Энрике по очереди. Перед ними еще около 50 машин.
Чтобы избавить водителей от необходимости буквально ночевать в очередях, некоторые заправочные станции собирают контактные данные и информируют о приезде бензовоза по телефону. Эта практика обусловлена не только заботой об автомобилистах, но еще и борьбой со спекулянтами, которые скупают бензин сразу на нескольких заправках. В Гаване с недавнего времени введена нормированная продажа — не более 40 литров бензина на автомобиль.
Долго ждать или дорого ехать?
Топливный кризис сильно ударил и по сфере общественного транспорта. В Гаване и раньше автобусы определенных маршрутов можно было ждать по часу или два. Сейчас же интервалы в некоторых районах еще больше. Иногда на Кубе можно столкнуться с ситуацией, когда предприятие работает до 17:00, но многие работники начинают собираться домой уже в 14:00. Аргументация простая: чем позже, тем сложнее будет с транспортом. Сейчас же этот довод как никогда актуален. Как подобное отражается на экономике, вполне понятно.
Для тех, кто очень торопится, есть еще один вариант — такси. Но цены на этот более комфортный транспорт выросли за месяц довольно ощутимо. Одна из служб даже приносит извинения при приеме заказа и объясняет, что выросшие цены — не прихоть компании, а последствия дефицита топлива. К примеру, поездка из дальних районов Гаваны в центр может стоить до 2 тыс. песо — около $18 по официальному курсу. Средняя зарплата на Кубе составляет около $40.
Скоро лето
Власти обещают, что примерно ко второй половине мая ситуация должна стабилизироваться. В середине апреля президент Кубы Мигель Диас-Канель объяснял дефицит бензина тем, что ряд имеющих контракты с республикой стран переживают сложную ситуацию и не смогли выполнить взятые на себя обязательства. Он подчеркнул, что "ситуация не имеет ничего общего с неэффективностью страны".
Но чем ближе к лету, тем стремительнее меняются погодные условия. Лето на Кубе очень душное из-за повышенной влажности. Люди включают вентиляторы и кондиционеры, потребление энергии растет. Вполне логично, что для обеспечения потребностей в электричестве значительную часть топлива будут направлять на электростанции, чтобы избежать дефицита генерации. Впрочем, он есть и сейчас — каждый день местная компания "Унион электрика" публикует данные о прогнозируемом недостатке мегаватт в энергосистеме в часы пиковых нагрузок. Показательный факт: в апреле оператор разослал клиентам уведомления с просьбой при возможности присылать по электронной почте данные счетчиков электроэнергии, поскольку контролеры не могут добраться до ряда районов из-за отсутствия транспорта.
Непраздничное совпадение
Ближе к концу дня 1 мая в сводках новостей Кубы появилась информация, которая на фоне топливного кризиса заставила многих насторожиться. На территории промышленной зоны города Матансас (к востоку от столицы), где в прошлом году из-за удара молнии произошли взрывы резервуаров нефтехранилища, загорелась насосная станция. Несмотря на то что с пожаром удалось быстро справиться, граждане невольно вспомнили события прошлого августа. Тогда была уничтожена половина резервуаров хранилища, что повлияло на возможности приема топлива. К тому же из строя вышла расположенная рядом одна из крупнейших в стране ТЭС "Антонио Гитерас", в результате чего по всей республике произошли масштабные отключения света.
Эта новость заставляет жителей Кубы готовиться к, вероятно, непростому лету и надеяться, что поставки нефти от стран-партнеров не заставят себя долго ждать.