29 марта, 10:15
Мнение

Новые правила с 1 апреля: зачем кандидатам в водители разрешили чаще ошибаться

Игорь Моржаретто — о нововведениях на получение водительского удостоверения для иностранцев и граждан РФ
Донат Сорокин/ ТАСС

С 1 апреля в России заработает ряд изменений, касающихся водительских прав.

Нововведения прописаны в дополнениях к ст. 25 и ст. 26 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" и в специальном постановлении правительства №2177. Признаем в очередной раз, что разобраться в официальных документах непрофессионалу довольно сложно — бесчисленные отсылки к другим постановлениям и законам, пункты и подпункты, бюрократические фразочки и т.д. Поэтому многие, в том числе и мои коллеги, порой делают не совсем верные (или поспешные) выводы. Наблюдаю ошибки и сегодня в интерпретации изменений по части водительских удостоверений.

Трудно быть иностранцем

Так, согласно поправкам, с 1 апреля все иностранные граждане смогут пользоваться своими иностранными национальными или международными водительскими удостоверениями только в течение года с момента получения вида на жительство или гражданства России. Это нововведение затронет и граждан РФ, которые сдали на права и получили "корочки" за рубежом, а после этого вернулись в страну. Им всем необходимо получить новое российское удостоверение. Читаем дальше.

Выдача национальных "корочек" РФ на основании иностранных, подтверждающих право на управление транспортом категорий "M", "A", "B" (мопеды, мотоциклы и легковые автомобили), "производится только после успешной сдачи теоретического экзамена". То есть повторно учиться в автошколе и получать справку о прохождении курсов не придется. Однако обладателям прав категорий "С", "D", "СЕ", "DЕ" и разных к ним подкатегорий "необходимо будет предоставить документ о прохождении обучения, а также сдать теоретический и практический экзамены". Медицинское освидетельствование же до сдачи экзаменов придется проходить всем. Так записано в разделе "Правила проведения экзаменов на право управления транспортными средствами".

Но, видимо, не всякий дочитывает до конца — во всяком случае, лично я обратил внимание на просадку в информпространстве именно по следующему пункту. Ниже, в разделе №4 "Выдача российских национальных водительских удостоверений" теперь имеется подпункт "и", который гласит: "Документ о квалификации, подтверждающий прохождение итоговой аттестации… в форме квалификационного экзамена в организации, осуществляющей образовательную деятельность, после освоения основной программы профессионального обучения". В переводе на общепонятный язык это означает, что для получения профессиональных прав категорий "С" или "D" "новому русскому" придется несколько месяцев грызть гранит науки в автошколе, будь у него хоть 40-летний водительский стаж. После чего ему нужно будет сдавать экзамены, как и новичкам, — сначала выпускные в школе, затем и в ГИБДД.

Сделано это явно по причине того, что у наших структур нет допуска к базам данных иностранных государств, и получить официальное подтверждение, что некий гражданин в своей стране исправно учился и законно получил права, сложно. Решили, видимо, перестраховаться. А реальных случаев, когда у водителей-иностранцев были липовые "корочки", немало.

Тем не менее отправлять всех поголовно учиться (по новой) — на мой взгляд, избыточно. Такая строгость видится непозволительной в ситуации, когда в стране очевиден существенный дефицит профессиональных водителей. В Институте социально-политических исследований Российской академии наук провели опрос владельцев транспортных компаний и водителей большегрузов. Результаты действительно обескураживают. Нехватка водителей, согласно данным опроса, составила более 53%, большая часть работников — старше 55 лет. Молодежи в этом секторе экономики совсем нет. Так зачем же выталкивать из профессии вновь приехавших россиян?

Однако исключения в новых правилах есть. Например, в отношении национальных водительских удостоверений, выданных в Республике Беларусь гражданам Российской Федерации или самим белорусам, которые в РФ получили вид на жительство. Им не придется сдавать экзамены в ГИБДД и получать российские документы.

Меж тем те иностранцы, кто не обновит права в нужный срок, будут считаться водителями, которые управляют автомобилем вовсе без документов. При встрече с инспектором ГИБДД им грозит штраф от 5 тыс. до 15 тыс. рублей и отправка авто на штрафстоянку согласно ч. 1. ст. 12.7 КоАП РФ.

Опыт важен

Есть и другие изменения. Например, водители будут допускаться к обучению в автошколе на управление автобусом (категория "D" и подкатегория "D1") только при наличии стажа по категориям "B" или "С" (легковой автомобиль или грузовик) не меньше года. Важен также и возраст кандидата — только старше 21 года. Ведь водитель автобуса отвечает за жизни и здоровье десятков пассажиров, и опыт (пусть небольшой) просто необходим.

Ко всему прочему на три года продлили срок действия водительских удостоверений, который истекает в 2024–2025 годах. За заменой в Госавтоинспекцию потребуется обратиться только в 2027 и 2028 году. Хотя при желании новые права можно получить и раньше, и лично я рекомендую сделать это.

Это страшное слово "экзамен"

С 1 апреля будущих автомобилистов ждет ряд нововведений и при сдаче самого экзамена. Заработает новый регламент по сдаче практической части на получение водительских прав в ГИБДД и вступят в силу поправки в положение о лицензировании образовательных организаций.

Начнем с выбора автошколы. Точно не советую искать ее по принципу "где дешевле" — зачастую это "серые" компании, учеников которых впоследствии могут просто не допустить к экзаменам в ГИБДД. Речь идет об автошколах, где нет необходимой материально-технической базы: площадок, образовательных классов, штата инструкторов с учебными авто. С 1 апреля инспекторы ГИБДД будут проверять наличие всего этого по списку и выдавать заключения о соответствии учебно-материальной базы. Не делалось этого с момента начала карантина по COVID-19, вот и расплодилось множество "школ-однодневок", где есть только директор с печатями и бланками свидетельств об окончании. Теперь же вновь, если автошкола не имеет такого документа, она не сможет получить лицензию (или продлить уже действующую) на ведение образовательной деятельности. Поэтому еще до начала обучения стоит проверить автошколу, есть ли у нее соответствующий документ.

Сделать это можно на сайте Рособрнадзора в разделе "Реестр лицензий на осуществление образовательной деятельности" или Госавтоинспекции на страничке "Автошколы". Там же можно (и нужно) посмотреть, есть ли заключение о проверке у этой автошколы. Правда, сейчас этот раздел на портале gibdd.ru сообщает, что "…перечень образовательных организаций находится в стадии наполнения и может не содержать информацию о ряде образовательных организаций, получивших заключения о соответствии учебно-материальной базы". Хотелось бы, чтобы 1 апреля начал работу штатно. Тем не менее можно посмотреть на этот документ и в самой школе.

Еще по новому регламенту с 1 апреля будущим водителям при сдаче практического экзамена в ГИБДД разрешат чаще ошибаться. Ранее во время проверки навыков вождения можно было набрать до 5 штрафных баллов: 5 или более — идешь на пересдачу. Причем получить 5 баллов разом можно было за одну грубую ошибку: не уступил дорогу пешеходам, имеющим преимущество; выехал на полосу встречного движения или на трамвайные пути встречного направления и т.д. За мелкие и средние ошибки давали от 1 до 3 штрафных баллов. Теперь же в сумме можно будет совершить до 7 "промахов".

На мой взгляд, такая "поблажка" действительно может помочь при сдаче городского экзамена (причем без ущерба безопасности на дорогах), ведь зачастую будущие водители сначала допускают мелкие промахи, затем мобилизуются, собираются с силами и успешно сдают тест. Хотя можно было бы и еще добавить — когда кандидаты сдавали два практических экзамена (на площадке и в городе), то суммарно допускалось набрать 10 "штрафов". При этом сдача или несдача экзамена так и остается в зависимости от настроения и квалификации инспектора ГИБДД.  

Изменяются для кандидатов в водители c этого дня и сроки для пересдачи экзаменов — касается тех, кто не смог успешно сдать вождение с трех попыток. До 1 апреля прийти на следующую пересдачу кандидаты могли не раньше чем через месяц и не позже чем через 3 месяца; теперь же — не ранее чем через 6–9 месяцев. Как объясняли в ГИБДД при обсуждении изменений, водители нередко использовали пересдачи как возможность "потренироваться".

Тем не менее стоит учитывать, что за такой длительный срок всякие навыки вождения, полученные в автошколе, могут забыться напрочь. И надо будет заново проходить курс (недешевый) практических занятий. К тому же автоматически "сгорит" и результат теоретического экзамена (действует 6 месяцев); т.е. потребуется пересдача. Много ли желающих останется? Стоит ли ожидать увеличения тех, кто попытается "договориться"? Увы, такие сигналы с мест уже поступают.

Кстати, статистика сдачи практического экзамена в ГИБДД сильно настораживает. С первого раза это удается сделать лишь 12% кандидатов — т.е. только каждый восьмой сразу получает желанную "корочку". Можно предположить, что 7 из 8 автошкол учат плохо — это из 7,2 тыс. (официальные данные ГИБДД) дают хорошее образование только 900? Тогда, судя по всему, надо остальные закрыть за полный непрофессионализм? Тем не менее я думаю, что проблемы имеются как у самих автошкол, так и в системе приемки экзаменов в ГИБДД.

За последние годы это уже третья (как минимум) серьезная реформа системы организации экзаменов на получение водительского удостоверения — в 2014 году кардинально изменили всю систему автообразования, в 2021-м — объединили площадку и город (вместо трех этапов экзамена стало два). При этом количество курсантов, которые успешно сдают экзамены, сократилось в два раза — 10 лет назад новые права получали 2,2 млн человек, в 2023 году — 1,3 млн. Да и число желающих — на 40%. 

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Использование материала допускается при условии соблюдения правил цитирования сайта tass.ru