27 апреля, 11:00
Мнение

"Поставить часы повсеместно…" 100 лет поясному времени

Алексей Волынец — о государственном регулировании форм существования материи
George Rinhart/ Corbis via Getty Images

Время — самый невосполнимый ресурс нашей жизни. Можно вернуть потраченные деньги, восстановить затраченные силы и ресурсы, лишь прошедшее время нас покидает навсегда. И это не единственная загадка этого явления. "Основная (наряду с пространством) форма существования материи, заключающаяся в закономерной координации сменяющих друг друга явлений" — вот научное и философское определение времени из энциклопедии. Ход времени мы все инстинктивно чувствуем, но понять это научное определение на самом деле не так уж просто. Легче рассказать о том, как в прошлом пытались управлять этой "формой существования материи" — тем более что 1 мая исполняется ровно 100 лет с момента, когда в масштабах всей нашей страны впервые принципиально меняли время и повсеместно переводили стрелки.

Сутки от утрени до вечерни

Так век назад, 1 мая 1924 года, по всему Советскому Союзу — от Киева до Владивостока, от Архангельска до Еревана — не просто переводили стрелки на час, но и устанавливали совершенно новое время по 11 часовым поясам. Это была отнюдь не первая попытка регулировать и менять время в масштабах всей страны, но первая действительно исполненная всеми и по всему СССР.

И здесь не обойтись без глубокого экскурса в историю. Ведь всем нам привычное исчисление астрономического времени суток в масштабах человеческого прошлого зародилось относительно недавно. Сутки в 24 ч, отсчет нового дня в полночь и даже одинаковый час, равный 60 мин., — все это стало общепринятым в России лишь последние три столетия, а во многих странах еще позднее.

Изначально древний человек вообще имел лишь два инструмента отсчета и измерения времени — восход и закат. Но уже в Древнем Египте, свыше 3 тыс. лет назад, появились первые приборы измерения времени — водяные и солнечные часы. Именно на берегах Нила в эпоху фараонов стали делить сутки на 24 ч — один час утренних сумерек, 10 дневных часов, один час вечерних сумерек и 12 ночных часов. Эту систему восприняли и развили античные греки и римляне.

От античности, через Византию, сутки в 24 ч пришли на Русь вместе с христианством. При этом, согласно византийской традиции, сутки делились на 12 дневных часов от рассвета до заката и на 12 ночных часов. "И аз поведаю яко в дни одином 12 есть часа, а тако же и в нощи", — писал девять веков назад Кирик Новгородец, древнерусский книжник и первый на Руси математик, известный по имени. В силу смены сезонов года летом дневные часы получались значительно длиннее ночных, а зимой — наоборот.

Именно такие часы разной продолжительности отсчитывал первый на Руси механизм измерения времени, созданный монахом из Сербии в Московском Кремле в 1404 году — 620 лет назад. "Сей часник наречется часомерье, на всякий час ударяет молотом в колокол, размеряя и рассчитывая часы ночные и дневные…" — пишет летописец.

С появлением христианства к рассветам и закатам для наших предков добавилось измерение времени по суточному кругу богослужений. Даже далекие от религии и церкви люди легко вспомнят термины "утреня", "обедня" и "вечерня". Сутки тогда начинались не в полночь, как это принято теперь, а вместе с утренним богослужением.

При Иване Грозном на башнях Московского Кремля — Спасской, Тайницкой и Троицкой — отсчитывали время уже три часовых механизма. Тогда же поменяли и систему исчисления часов в сутках. Час, наконец, стал одинаковым, но в зависимости от времени года теперь по довольно сложной системе менялось количество дневных и ночных часов в стуках. Так, к примеру, 1 января было 17 ночных и 7 дневных часов. В разгар лета соотношение было совсем иным — например, 1 августа имелось 15 дневных и 9 ночных часов.

От "местного времени" к "гражданскому"

Как видим, отсчет суточного времени у наших предков для нашего современника сегодня совсем непонятен. Однако и через столетия в области отсчета часов случаются поразительные совпадения. Так, в 1652 году Боярская дума с подачи знаменитого патриарха Никона приняла указ о запрете царским кабакам, а также всем торговцам пивом и медами продавать любой алкоголь на вынос за час до наступления ночи и вплоть до 3 часов следующего дня. Удивительно, но это полностью совпадает с суточными ограничениями на продажу алкоголя в Москве XXI века — летом, по древнерусскому счету той эпохи, 3 часа дня — это наши современные 8 утра.

Кстати, тогда же, в эпоху патриарха Никона, на Руси не только массово появляются механические часы, но и впервые в документах звучит термин "минута". Писалась она на французский манер — "минюта". И лишь в следующий век в Российской империи повсеместно устанавливают привычную нам систему отсчета и измерения времени. Так сутки стали начинаться не с заутрени, а в полночь по специальному указу Синода в 1722 году.

К исходу XVIII века в области времени уже все, в сущности, привычно для нас — в быту и документах используются все знакомые нам термины обычным для нас образом. При этом в том столетии в Европе были и попытки кардинально реформировать систему суточного времени. В разгар Великой французской революции парижские революционеры пытались поменять все, в том числе и время. Однако если календарь ненадолго смогли изменить (знаменитые "жерминаль", "прериаль" и пр.), то попытка ввести 10-часовые сутки и час в 100 мин. не прижилась даже среди самых ревностных сторонников революции. Настоящую, всех победившую революцию в области времени пришлось ждать около столетия и даже чуть более.

Еще античные мудрецы установили, что в каждом населенном пункте существует свое "местное время" в зависимости от положения Солнца. В XIX веке образованные люди знали, что за один час Земля поворачивается вокруг своей оси на 15° и поэтому город, находящийся от любого пункта к западу на 15°, проходит под Солнцем на 1 ч позже и местное время у него на час отстает.

До появления трансконтинентальных систем — железных дорог и сетей телеграфа — все в области времени всех устраивало, повсюду царило свое "местное время". Но перед железнодорожниками уже встали вопросы, по какому времени их единой системе работать, ведь рельсы и шпалы охватили не только небольшие страны, но и огромные пространства с разницей местного времени на много часов. В Российской империи в итоге все специалисты железнодорожного транспорта и телеграфа от Варшавы до Владивостока работали по петербургскому времени, которое устанавливалось Пулковской обсерваторией. Но, например, в США на пространстве от Атлантики до Тихого океана частные железные дороги устанавливали каждая свое "единое время", действовавшее на определенной трассе или на большом ее участке. Поэтому на некоторых узловых станциях вывешивались сразу трое часов, указывавших как время станции, так и время поездов, шедших на запад и восток.

Пытаясь решить эту проблему, в XIX столетии несколько человек в США и Британской империи, независимо друг от друга, предложили идею "поясного времени". Весь земной шар, начиная от нулевого меридиана, делился на 24 часовых пояса, и в границах каждого устанавливалось единое время, несколько отличавшееся от астрономического "местного".

Впервые такую кардинальную реформу провели в 1883 году в США и Канаде. Так в истории человечества появилось, говоря терминологией той эпохи, "административное время", или "гражданское время", отличное от астрономического.

Пионеры "летнего времени"

Тогда же, на рубеже XIX–XX веков, появилась и идея "летнего времени". Собственно, понимание, что летом стрелку часов удобнее переводить вперед (и тем самым дополнительно использовать светлую часть суток), появилось гораздо раньше. Но чуть более века назад эта идея окончательно оформилась и стала использоваться на практике.

Первыми на "летнее время" с 1908 года перешли несколько городов в Канаде. Но, что удивительно, в истории Российской империи известно несколько фактов частного, локального перехода на такое время гораздо раньше. Например, в Самаре с 1885 года механический завод Товарищества Бенке — Журавлева летом работал по времени, отличавшемуся от общегородского. Экономя на освещении, владельцы завода распорядились два раза в год переводить стрелки на полчаса и работать по своему заводскому времени. Любопытно, что это предприятие, российский пионер "летнего времени", существует и в наши дни под именем ОАО "Средневолжский станкостроительный завод", но, конечно, работает уже по общепринятой в Российской Федерации системе времени.

Перейти на "летнее время" большинство крупных держав заставила Первая мировая война. Тяжело воюющим экономикам требовалось рационально использовать любой ресурс, в том числе электричество и солнечное освещение. Если раньше "летнее время" рассматривалось лишь как любопытная и перспективная идея, то к весне 1916 года все радикально изменилось — стрелки на час вперед официально перевели Германия, Австро-Венгрия, Великобритания, Италия, Франция и еще ряд стран.

В Российской империи вопросами времени царь так и не озаботился — потерял время во всех смыслах. Поэтому первые проекты управления часовыми стрелками в масштабах страны стали обсуждать уже после краха монархии. В апреле 1917 года министр иностранных дел Павел Милюков письменно докладывал главе Временного правительства князю Львову: "Великобританское посольство препроводило мне тексты законодательных актов о переводе летнего времени на один час вперед и документы, разъясняющие цели этого закона, и результаты, достигнутые его применением в 1916 году. Считая, что в интересах обороны было бы крайне полезно принять в России подобную же меру…"

Отнюдь не все тогда поддержали столь революционные подходы к времени. Так, заместитель министра почт и телеграфов Иван Чернышев писал: "У меня очень большие сомнения по поводу проекта о переводе часов. Из иностранной литературы видно, что рабочие недовольны повсеместно этой мерой… А так как закон будет действовать в 1917 году всего два месяца, то осложнять нам и без того сложное положение не следовало бы".

Временное правительство все же распорядилось перевести стрелки. Но предпринятая лишь в середине августа мера запоздала, да и отнюдь не все к осени 1917 года бросились выполнять приказы шатающейся власти. А с октября того года, как известно, власть кардинально поменялась, и у новых лидеров России были свои счеты со временем.

Часовые пояса Ленина

Уже в декабре 1917 года Владимир Ленин особым декретом отменил осуществленный Временным правительством перевод стрелок: "Предписывается вернуться к обычному счету времени…" Однако в разгар уже не мировой, но Гражданской войны советскому правительству все так же в целях экономии пришлось не раз двигать стрелки часов в приказном порядке. Так, в 1919 году время меняли аж несколько раз, в марте и июне — так что тем летом Советская Россия жила на несколько часов вперед от астрономического времени.

Соответствующие декреты поясняли, что такая мера принимается "в целях экономии осветительных материалов и топлива". Именно тогда в русском языке и закрепилось понятие "декретного времени".

В том же 1919 году правительство Ленина разработало и проект самой масштабной реформы времени. Соответствующий документ гласил: "Принять международное условное разделение поверхности земли меридианами на 24 часовых пояса с однообразным средним временем в пределах каждого пояса и разностью времен в двух смежных поясах равной одному часу".

Детали реформы разрабатывались Главным гидрографическим управлением Морского комиссариата — издавна именно моряки были ведущими специалистами по времени, оснащаясь самыми точными хронометрами, поскольку в ту эпоху, до возникновения космических средств навигации, без самых скрупулезных расчетов времени было невозможно определять местонахождение кораблей в открытом океане.

Суть реформы объяснялась так: "В целях установления однообразного со всем цивилизованным миром счета времени в течение суток, обусловливающего на всем земном шаре одни и те же показания часов в минутах и секундах, значительно упрощающего регистрацию взаимоотношений народов, общественных событий и большинства явлений природы во времени".

С 1919 года по решению ленинского правительства на территории России насчитывалось 11 часовых поясов. Однако в том году, да и в следующем это решение по факту не работало — страну делили фронты Гражданской войны, а многие части бывшей Российской империи считали себя отдельными государствами, не подчиняясь "красной Москве".

Так что разработанная в 1919 году система часовых поясов была введена по всей стране лишь спустя пять лет — 1 мая 1924 года. В тот день по особому правительственному декрету стрелки часов перевели для всех по всему СССР. Сначала в 3 часа ночи на час вперед в соответствии с определенными поясами перевели "все часы на железных дорогах и в почтово-телеграфных учреждениях". Отдельный пункт декрета гласил: "Одновременно часы, находящиеся в доступных для публики вокзальных и почтово-телеграфных учреждениях, поставить так, чтобы они показали целое число часов, равное номеру пояса". К полуночи на 2 мая 1924 года требовалось "поставить часы повсеместно в Союзе ССР по времени данного пояса".

"С дополнительным переводом часовой стрелки…"

По сути, установленная век назад система времени используется в нашей стране и сегодня, претерпев лишь некоторые изменения. В 1930 году, в разгар сталинской индустриализации, вернулись к позабытой после Гражданской войны практике ежегодного перевода стрелок. Позднее, в 1957, 1962 и 1973 годах, менялись административные границы отдельных часовых поясов.

В 1980 году в СССР прошла последняя крупная реформа с переводом стрелок. Именно стрелок — электронные часы уже появились, но подавляющее большинство в быту все еще пользовалось циферблатами с двумя стрелками, часовой и минутной. "В целях повышения эффективности использования и экономии топливно-энергетических ресурсов" правительство Советского Союза тогда установило следующий порядок: "Поясное время плюс 1 час (постоянно в течение года) с дополнительным переводом ежегодно часовой стрелки в последнее воскресенье марта в 2 часа на 1 час вперед и в последнее воскресенье сентября в 3 часа на 1 час назад".

В 1991 году на закате СССР правительство Михаил Горбачева попыталось отменить "декретное время", то есть "поясное время плюс 1 час". Но соответствующее постановление союзного центра выполнили не все. Большая страна уже распадалась, и вместе с ней распадалась и единая система времени.

В настоящее время — уж простите за тавтологию — Российская Федерация устанавливает свое время в соответствии с законом 2011 года "Об исчислении времени". В процессе принятия этого нормативного акта пытались сократить количество часовых поясов, но в итоге вернулись к прежним 11. Согласно действующей редакции закона, сезонный перевод стрелок ныне не осуществляется, до сих пор распространенный в русском языке термин "часовые пояса" заменен юридическим термином "часовые зоны", но именно система исчисления времени осталась такой, какой была впервые введена ровно век назад, 1 мая 1924 года.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Использование материала допускается при условии соблюдения правил цитирования сайта tass.ru