4 июня, 09:35
Мнение

Сеньора президент: Мексику впервые возглавит женщина

Сергей Новиков — об итогах президентских выборов в Мексике, причинах популярности действующих властей и стоящих перед первой в истории страны женщиной-президентом задачах

Клаудия Шейнбаум. AP Photo/ Marco Ugarte
Клаудия Шейнбаум

Такого в Мексике не было никогда. За 200 лет мексиканской государственности, со времен принятой в 1824 году новой конституции, которая ввела должность президента, страну ни разу не возглавляла женщина. Почетное право прервать эту традицию выпало Клаудии Шейнбаум. В минувшее воскресенье, 2 июня, она одержала триумфальную победу на всеобщих выборах в Мексике и со 2 октября должна возглавить страну на шестилетний срок.

Успех

Результаты президентских выборов превзошли самые смелые ожидания действующих властей во главе с президентом Андресом Мануэлем Лопесом Обрадором, который сам был не вправе выставить собственную кандидатуру, поскольку мексиканская конституция запрещает переизбрание. Его преемница Клаудия Шейнбаум после обработки 90% бюллетеней набрала чуть более 59% голосов избирателей. Это даже больше, чем сам Лопес Обрадор набрал в 2018 году, когда его поддержали около 53% проголосовавших.

Успеха добилась и созданная Лопесом Обрадором левоцентристская партия "Движение национального возрождения". "Морена" — акроним названия партии на испанском — вместе со вступившими с ними в коалицию Партией труда и Зеленой экологической партией забрала шесть губернаторских кресел из стоящих на кону восьми, а также получила должность мэра Мехико. Аналогичным образом складывается ситуация и по итогам выборов в Конгресс: в Палате депутатов у "моренистов" и союзников будет квалифицированное большинство, а в Палате сенаторов — как минимум абсолютное большинство.

Во многом выборы продемонстрировали тотальную поддержку в обществе проекта Лопеса Обрадора. Сам президент запущенные им социально ориентированные реформы называет не иначе как "четвертой трансформацией", ставя эти преобразования в один ряд с другими судьбоносными изменениями в истории страны: войной за независимость, начавшейся под предводительством Мигеля Идальго и Хосе Марии Морелоса; гражданской войной во главе с национальным героем Бенито Хуаресом, продвигавшим важнейшие прогрессивные и антиклерикальные преобразования; а также мексиканской революцией, главными героями которой считаются Франсиско Мадеро и Эмильяно Сапата.

Подавляющее преимущество, которое получили власти над оппозицией по итогам выборов, ставит вопрос, как именно распорядиться таким превосходством. Как не единожды говорила сама Шейнбаум в ходе предвыборной кампании, если Лопес Обрадор за время своего президентства заложил фундамент преобразований, ее задача — возведение второго этажа.

Эти, казалось бы, дежурные фразы тоже во многом символичны. В Мехико "вторым этажом" называют скоростную кольцевую автодорогу, возведенную в период нахождения Лопеса Обрадора во главе столицы, которая прошла над обычной автодорогой и существенно улучшила транспортную ситуацию в мегаполисе. Так и планы Шейнбаум должны улучшить уже запущенные в стране реформы.

Чья победа?

Рассматривать победу Шейнбаум на выборах в отрыве от Лопеса Обрадора абсолютно невозможно. Большинство политологов вообще увязывают ее лидерство во многом именно с популярностью действующего президента.

Кстати, буквально накануне всеобщих выборов сам Обрадор заявил, что в существенной степени воспринимает электоральный процесс ни много ни мало как всенародный референдум по вопросу доверия населения к проводимой им политике. Полученный ответ мексиканцев явно устроил президента. Утром на следующий день после выборов в ходе традиционной пресс-конференции Лопес Обрадор был необычайно улыбчив и всячески демонстрировал свое удовлетворение результатами голосования.

Действительно, Обрадор пользуется довольно широкой поддержкой в обществе. Уровень одобрения его деятельности на посту президента к концу шестилетнего срока уверенно превышает 50%. Агентство Gallup вообще считает, что Лопеса Обрадора поддерживают 8 из 10 мексиканцев. В чем же залог успеха?

Ответ во многом лежит на поверхности. Впервые за многолетнюю историю Мексики президент страны на самом деле обратил внимание на народ, а не на его верхушку. До прихода к власти в 2018 году Лопеса Обрадора у руля в Мексике находились правые правительства. С 1940 года президентское кресло занимали члены Институционно-революционной партии, которых лишь на два срока сменили другие представители правого лагеря от Партии национального действия. От чаяний простого народа они были во многом очень далеки.

Лопес Обрадор же, напротив, сделал ставку на взаимодействие с широкими народными массами. Он и разговаривает с простыми мексиканцами на понятном им языке: в ходе своих выступлений использует слова и выражения "из народа" (причем при необходимости — из разных регионов Мексики), обращается к фольклору, прекрасно знает историю страны.

Но главное, пожалуй, что запущенные им амбициозные масштабные социальные преобразования своей конечной целью видят снижение социального неравенства в Мексике, которое по сей день здесь видно невооруженным взглядом. В такой большой стране, как Мексика, с населением на 2020 год в 126 млн человек, решить такую проблему вряд ли возможно в сжатые сроки, но миллионы простых мексиканцев за последние годы все же почувствовали положительные изменения. А кому-то хватило убедительных обещаний и продемонстрированных намерений сделать их жизнь лучше.

Наглядные подтверждения этому — снижение количества безработных в стране до исторического минимума и рост минимальной заработной платы. Например, в марте 2024 года уровень безработицы упал до невиданных ранее 2,4%. Минимальная зарплата за время президентства Обрадора с 2018 года выросла с 88,36 песо в день до 248,93 песо (около $14,5). Наглядный пример того, с чем простые мексиканцы сталкивались раньше: с 1976 по 1999 год покупательная способность минимальной зарплаты сократилась на 75%. А согласно данным правительства, с 2018 по 2022 год проживающих за чертой бедности стало меньше на 5 млн человек. 

Может показаться, что единственный способ добиться этого — неконтролируемое увеличение госрасходов, чреватое ростом инфляции. Но этого не случилось. Прямые иностранные инвестиции в мексиканскую экономику достигли рекордных показателей, мексиканский песо стал одной из самых укрепившихся валют в мире.

Этого оказалось достаточно, чтобы по прошествии шести лет во главе Мексики оставаться самым популярным политиком в стране и во многом обеспечить своей преемнице уверенную победу. Впрочем, это отнюдь не означает, что в стране не осталось проблем и Шейнбаум может почивать на лаврах.

Что дальше?

Казалось бы, оппозиция продемонстрировала свою абсолютную несостоятельность и какое-то время неминуемо уйдет на осознание собственных ошибок и переосмысление дальнейших шагов, и она пока не представляет явной угрозы для властей. Значительная часть общества выразила абсолютную поддержку победившей Шейнбаум и подтвердила любовь к стоящему за ней Лопесу Обрадору.

Но не все так просто. Перед Шейнбаум стоят колоссальные задачи, от успешности реализации которых во многом будет зависеть дальнейшая жизнеспособность запущенной Лопесом Обрадором "четвертой трансформации", и не только устойчивость того самого аллегоричного второго этажа, но и заложенного нынешним президентом фундамента.

Многие начатые социальные программы не были доведены до своего завершения. На них необходимо дальнейшее выделение средств из госбюджета. Тем временем бюджетный дефицит в этом году может превысить 6% и без дальнейшей фискальной реформы лишь продолжит усугубляться. Реальный рост экономики также в целом оказался весьма сдержанным. В 2024 году ВВП страны, как ожидается, вырастет лишь на 2,4% вместо изначально спрогнозированных Центробанком 2,8%. Тем не менее показателем того, что Шейнбаум доверяет экономической политике Лопеса Обрадора, служит тот факт, что на следующий день после выборов она заявила — глава Министерства финансов и государственного кредита Мексики Рохелио Рамирес де ла О сохранит свою должность в ее правительстве.

Кроме экономики предстоит решать и другие задачи. По-прежнему Мексика сталкивается с миграционным кризисом, страна остается главным транзитным пунктом на пути сотен тысяч мигрантов из стран Латинской Америки в США со всеми вытекающими отсюда проблемами. На сегодняшний день мексиканским и американским властям удалось найти определенный баланс и снизить напряженность на границе, но это взаимопонимание может улетучиться в одночасье по не зависящим от Мехико причинам, и сотни тысяч мигрантов останутся на территории Мексики.

К требующим решения вопросам можно отнести и экологические. Прежде всего — доступ населения к пресной воде, ведь страна последние годы все более отчетливо сталкивается с кризисом в сфере водообеспечения.

Пожалуй, главная и наиболее остро стоящая перед Шейнбаум проблема — безопасность. Вернее, ее отсутствие. По данным швейцарской неправительственной организации "Глобальная инициатива против транснациональной организованной преступности", Мексика занимает четвертое место в мире по числу насильственных смертей: ежедневно здесь убивают 94 человека. За шестилетний срок Лопеса Обрадора в стране было убито более 180 тыс. человек. Наглядным подтверждением такого уровня насилия является число убийств кандидатов на различные выборные должности в течение текущей кампании. По данным мексиканской консалтинговой фирмы Integralia, было убито 34 претендента.

С кем дружить?

Внешняя политика традиционно не входит в число приоритетных тем в Мексике как среди политиков, так и населения. Здесь в основном интересуют лишь отношения с США. Это очень логично и объяснимо, учитывая огромное число мексиканцев, проживающих в Штатах. А еще Мексика с начала 2023 года заняла место крупнейшего торгового партнера США.

Такое положение приводит к тому, что любому мексиканскому правительству неизбежно приходится сотрудничать с Соединенными Штатами. Но вот уровень взаимодействия и готовности во всем соглашаться с волей Вашингтона действительно разнится.

Лопес Обрадор во время своего президентского срока занимал весьма сдержанную позицию в отношении безоглядной дружбы с Вашингтоном. Он развивал сотрудничество и взаимодействие там, где это было нужно Мексике. Например, диалог по вопросам миграции или укрепление экономических связей. Но вот от непонятных авантюр, ставших визитной карточкой американской политики, уверенно уклонялся. Например, в июне 2023 года президент демонстративно не поехал на Саммит Америк в Лос-Анджелес из-за того, что американская сторона не пригласила лидеров Венесуэлы, Кубы и Никарагуа.

Отказался Лопес Обрадор присоединиться и к антироссийским санкциям, а также критиковал страны за поставки оружия Украине.

Насколько Клаудии Шейнбаум удастся сохранить столь взвешенный внешнеполитический курс и не позволить втянуть страну в различные альянсы под эгидой США — вопрос пока что открытый. Во время избирательной кампании тогда еще кандидат Шейнбаум обходила стороной темы внешней политики. Не прозвучало каких-либо заявлений и после ее победы. Она лишь упомянула, что уже успела пообщаться с рядом мировых лидеров. На первом месте в этом списке Шейнбаум упомянула президента США Джо Байдена.

Тем не менее большинство аналитиков склоняются к тому, что новый президент все же сохранит сбалансированную внешнюю политику своего предшественника и не станет просто так дружить с кем-то против кого бы то ни было.