2 июля, 13:30
Мнение

Пришел — ушел — остался? Как иностранные компании ведут себя на автомобильном рынке России

Игорь Моржаретто — о том, что значат заявления о прекращении сотрудничества с российскими компаниями от некоторых автопроизводителей
Geely Zeekr 001. VCG/ VCG via Getty Images
Geely Zeekr 001

Примерно в одно и то же время прозвучали две, казалось бы, взаимоисключающие автомобильные новости. Китайские автодилеры марки Zeekr получили письмо из головного офиса, в котором производитель потребовал прекратить сотрудничество с российскими компаниями. И в то же время в РФ начались официальные продажи автомобилей Citroen (российского производства, но собраны они из китайских машинокомплектов).

Так что же происходит на нашем рынке, приходят к нам новые компании (в первую очередь из КНР) или уходят? Попробуем разобраться.

Уходя… не уходи!

Итак, стало известно, что популярная китайская марка Zeekr запретила поставки в РФ своих авто с 30 июня. Эта совершенно новая марка действительно стала довольно модной и востребованной на российском рынке. По итогам второго квартала 2024 года она значится даже лидером в сегменте новых и подержанных электромобилей. И вдруг — запрет на общение с российскими дилерами. Причину такого решения представители Zeekr не объяснили. Конечно, возможно, виной этому являются вероятные санкции со стороны западных стран. Ведь бренд премиальных электромобилей Zeekr входит в большой многопрофильный концерн Geely, который тесно связан с мировыми производителями. Но тут существует вот какая тонкость.
Марка Zeekr никогда не была представлена в России официально. Автомобили приходят к нам исключительно из третьих стран. Продаются машины с русифицированным интерфейсом и европейским портом для зарядки CCS2, например, в Белоруссии с марта этого года. При этом буквально на днях прошла новость, что в России в ближайшее время начнутся продажи обновленного электрического лифтбэка Zeekr 001. Первые машины якобы уже поступили на склады московских дилеров; цены на эту модель начинаются от 5,5 млн рублей.  

Так уходит компания или нет? Скорее, нет, потому что ее как бы и не было. По моим данным, у дилеров есть запасы таких автомобилей, и поставщики не сомневаются, что при желании заказчика они смогу привести любую модель (как и отремонтировать при необходимости — каналы поставки запчастей также уже отработаны). "Запрет" же, с одной стороны, может служить успокоительным для неких "западных партнеров", а с другой — способствовать продажам.

Я думаю, бренд премиальных электромобилей Zeekr и дальше будет в России числиться в лидерах продаж в своем сегменте. Кстати, на днях встретил такой новый электромобиль возле частного дома в маленьком приморском городке в Калининградской области.

Возвращение блудных брендов?

Еще одна новость недавних дней — в России стартовали официальные продажи автомобилей Citroen, собранных в Калуге на бывшем заводе ПСМА из китайских машинокомплектов. Также вышли "на прилавок" внедорожники Nissan китайского производства (которые, правда, предлагают у нас под новым брендом Oting). Значит ли это, что популярные бренды возвращаются к нам, причем словно в обход головных офисов автопроизводителей, которые ушли из России?

Тут все немного сложнее.

С одной стороны, очень классно, что любимые бренды (хотя бы некоторые) вновь представлены на рынке РФ (пусть и под другим именем). Автопром — отрасль промышленности интернациональная; многие ведущие мировые производители имеют "дочек", совместное производство (СП) или партнеров в том числе и в КНР. А Китай, как известно, ведет по отношению к России очень дружественную политику. Тем более что по формальным признакам все правила соблюдены. В качестве импортера выступает не европейская или японская марка, а какая-то китайская компания Х. Которая тоже вроде бы ни при чем, ведь в конце концов сборкой из машинокомплектов занимается некая российская компания Y. При этом она просто арендует свободные площади на временно простаивающем автозаводе Z. 

Но тем не менее остаются серьезные опасения, связанные с санкциями, которые, без сомнения, будут только расширяться. Некоторые политики США среди прочего рассматривают возможность введения широкомасштабных санкций против конкретных китайских автопроизводителей, которые будут продолжать работать с РФ. Думаю, в первую очередь в "группе риска" те заводы, которые продолжат работать под оригинальными мировыми брендами.

Поэтому сейчас, насколько я понимаю, рассматриваются самые разные сложные схемы, которые, возможно, помогут все это обойти. Например, китайская компания производит у себя на заводе под собственным именем некие японские (по рождению) модели, продает их в РФ в виде машинокомплектов, где из них уже собирают машины с российским логотипом. 

Надо честно признать: сегодня не стоит ждать, что к нам на рынок вдруг вернутся ушедшие за два года бренды. Что же происходит? Сами производители коллективно отмалчиваются и не дают каких-либо комментариев, а их бывшие заводы и дистрибьюторы переходят к новым владельцам и адаптируются преимущественно под бренды из Китая. Конечно, есть попытки вернуть в Россию Volkswagen под именем Jetta или проект Nissan — он же Oting. Но значительных успехов у этих брендов пока нет. Может быть, потому, что они представляют машины, адаптированные под рынок Китая.

Вот и долгожданное появление бренда Solaris настоящим возвращением Hyundai назвать нельзя, так как количество машинокомплектов на заводе в Санкт-Петербурге ограничено (а сколько их там?) и что будет с маркой дальше — пока неизвестно. Головной офис в Сеуле молчит. Пока речь идет о досборке нескольких тысяч авто, позволит ли "центр" массово собирать свои модели в Питере из деталей от китайской "дочки"? Сильно сомневаюсь. Так что сейчас мы наблюдаем некую эксплуатацию известных имен, но инициаторами являются предприниматели из России, а не сами ушедшие марки из своих штаб-квартир.

Кто еще из мировых грандов может попытаться таким образом вернуться в РФ? Сложно сегодня говорить. Но, как мне кажется, уже многие китайские марки столь хорошо себя зарекомендовали в РФ и в мире, и нет нужды теперь маскироваться брендам с изначально европейским (японским, американским и т.д.) происхождением.

Тем более что, похоже, активно пошел процесс организации сборки в России автомобилей из "восточных" (читай — китайских) машинокомплектов под новыми брендами. Так давно работают концерн "Соллерс", калининградский "Автотор", завод "Москвич". Из совсем новых проектов — автозавод "Санкт-Петербург", где стартовал выпуск кроссоверов под сложной (новой) маркой XCITE X-Cross. На подходе — запуск предприятия в Московской области (бывший завод Mercedes) и в Калуге (бывший Volkswagen).  

Так что, похоже, это уже тенденция… Ждем новостей.

Учите новые имена

В целом же новостей на российском автомобильном рынке, несмотря даже на отпускной сезон, немало. Как и новых моделей, которые появляются у нас в РФ. Вот в очередной раз активизировалась компания Hongqi (произносится как "Хончи", а переводится — "Красное знамя"). Это премиальный автомобильный бренд из Китая с многолетней историей и богатым прошлым; он входит в состав ведущего автоконцерна КНР — FAW Group. Был основан в 1958 году и на протяжении более чем полувека специализировался на выпуске представительских автомобилей исключительно для нужд высшего руководства страны. В 2018 году было принято решение о трансформации бренда: теперь он должен выпускать не только люксовые, но и премиальные автомобили для госнужд и просто богатых людей. Для этого пригласили ведущих специалистов: например, за дизайн марки отвечает Джайлс Тейлор, который работал в Jaguar и Rolls-Royce. За шесть лет появился совершенно новый, современный модельный ряд, а производство выросло в разы. В России предлагают шесть моделей Hongqi: флагманский представительский седан Н9, премиальный полноразмерный электрический кроссовер Е-HS9, минивэн бизнес-класса HQ9, премиальный полноразмерный кроссовер HS7, бизнес-седан Н5 и среднеразмерный кроссовер HS5. Также на днях в Москве компания представила и новую модель — компактный кроссовер HS3.

Еще одна новость. В России стартуют официальные продажи лифтбэка MG6. Это вторая модель британско-китайской марки, которую сертифицировали в РФ (первой стал седан MG5). В компании объявили, что следующей моделью, которая появится на российском рынке, будет компактный кроссовер MG ZS. А в перспективе — еще четыре модели MG.

Добавлю пару слов об этой легендарной марке. В 2007 году британская MG Motor вошла в состав китайского автоконцерна SAIC. Штаб-квартира MG Motor с инженерно-техническим персоналом по-прежнему располагается в Лондоне, а машины выпускаются на заводах концерна SAIC в Китае.

Но не только в премиальном сегменте наблюдается прибытие китайских марок в РФ. Например, расширяется дилерская сеть компании SWM, предлагают уже три модели кроссоверов.

Между прочим, у бренда тоже интересная история. Компания SVVM (Sironi Vergani Vimercate Milano) была основана в 1971 году бизнесменами Пьеро Сирони и Фаусто Вергани. Изначально под этой маркой выпускали мотоциклы, которые считались премиальными. В 2014 году фирму приобрела китайская корпорация Shineray Group Co., Ltd. Сегодня этот холдинг включает в себя более 50 компаний, занимающихся производством автомобилей и мотоциклов, спец- и сельхозтехники, а также финансовой деятельностью. И теперь аббревиатура немного видоизменилась — SWM — и расшифровывается иначе — Speedy Working Motors. В 2016 году под этим брендом решили наладить выпуск автомобилей — совместно с маркой Brilliance. Первым авто компании стал кроссовер X7, который дебютировал в сентябре 2016 года. Что интересно, основное производство машин (и мотоциклов) SWM сосредоточено в Китае, в городе Чунцин, но есть и два зарубежных предприятия — во Вьетнаме и в Италии (там же работает и дизайн-центр компании).

Сейчас в России продают три модели SWM. В оформлении элементов интерьера обязательно присутствуют цвета итальянского флага.

И кто тут пришел? А кто — ушел? 

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Использование материала допускается при условии соблюдения правил цитирования сайта tass.ru