1 августа, 15:00
Наука
Мнение

Билетика до орбиты не найдется? Какой он — космический туризм

Михаил Котов — о возможностях побывать в космосе у обычных людей, сколько это стоит и когда орбитальные туристические полеты станут обыденностью
Корабль Crew Dragon компании SpaceX . AP Photo/ Chris O'Meara
Корабль Crew Dragon компании SpaceX

SpaceX перенесла полет миссии Polaris Dawn на вторую половину августа. Четыре космических туриста на корабле Crew Dragon должны были отправиться на орбиту 31 июля.

В принципе о космическом туризме говорят очень много. Причина проста — мечта о полете в космос: увидеть бескрайние звездные просторы своими глазами и убедиться, что Земля действительно круглая и еще более прекрасная, чем на самых высокоточных снимках с орбиты.  

Первые туристы

Часто в прессе можно увидеть информацию, что первыми космическими туристами в 1990 и 1991 годах стали Тоёхиро Акияма (Япония) и Хелен Шарман (Великобритания). Они совершили полеты на советскую орбитальную станцию "Мир" на космических кораблях "Союз ТМ-11"/"Союз ТМ-10" и "Союз ТМ-12"/"Союз ТМ-11". Но назвать их именно туристами не совсем верно. Ведь обычно основная цель туристов — это отдых и получение новых впечатлений в новых местах. А Тоёхиро и Хелен летали на орбиту прежде всего как журналист и популяризатор. То же самое касается и американской учительницы Кристы Маколифф, которая погибла при запуске шаттла "Челленджер" в 1986 году. Она отправлялась для проведения открытых уроков из космоса с целью продвижения полетов.

А вот действительно космическими туристическими полетами я считаю восемь рейсов на Международную космическую станцию (МКС), которые были осуществлены Роскосмосом и американской компанией Space Adventures с 2001 по 2009 годы. Семь человек, побывавших в космосе за собственные деньги (глава и основатель компании Intentional Software Чарльз Симони летал дважды), реализовали давнюю мечту — думаю, без преувеличения — всего человечества: отправиться на орбиту, просто купив билеты, пусть и очень дорогие.

Стоимость полета на МКС, включающего в себя и период подготовки длиной в несколько месяцев, для этих туристов составила около $20–25 млн. Тогда представлялось, что в будущем цена должна сильно снизиться. Но реальность оказалась совершенно другой.

Новая волна популярности

Второй виток популярности космического туризма пришелся на конец 2010-х годов. Быстро развивающаяся в то время компания SpaceX буквально за несколько публичных выступлений и конференций вновь вернула интерес как к туристическим полетам в космос, так и суборбитальным перелетам.

Так, в сентябре 2018 года была анонсирована миссия Dearmoon, задуманная и профинансированная японским миллиардером и коллекционером Юсаку Маэдзавой. В ее рамках предполагался полет деятелей искусства к Луне на космической ракете Starship с целью поиска вдохновения для новых работ. После нескольких лет ожидания и переносов проект отменили (Starship все еще не готов для полетов). Однако проект сумел показать интерес к теме, продемонстрировать, насколько эта идея оказалась востребованной для огромного количества людей. Сам Юсаку Маэдзава слетал в космос на российском "Союзе".  

В 2021 году существенное распространение получила тема суборбитальных полетов. Многие специалисты предсказывали резкий бум путешествий на высоту 100 км. Именно там находится воображаемая линия Кармана, с которой начинается космос. Такой полет длится всего четверть часа, а время в невесомости составляет лишь несколько минут. В июле должны были стартовать первые коммерческие туристические суборбитальные полеты. Ожидалось, что они станут драйвером космонавтики, и стоимость здесь играла на руку популяризации — $500 тыс. против десятков миллионов за полет на орбиту.

Сразу два миллиардера — Ричард Брэнсон и Джефф Безос — состязались в том, кто станет первым суборбитальным туристом. Космоплан VSS Unity Ричарда Брэнсона победил — он оказался возле линии Кармана на две недели раньше своего конкурента New Shepard. Впрочем, в мировых масштабах эта гонка ничего не изменила. Спустя три года обе компании — Virgin Orbit и Blue Origin — совершают всего несколько полетов в год. Предсказанного резкого роста заинтересованности в суборбитальных полетах не случилось. Акции обеих космических компаний миллиардеров упали в цене в несколько раз.  

В последние годы туристические полеты совершались американскими SpaceX и Axiom Space — отправляли путешественников на кораблях Crew Dragon к Международной космической станции и просто на орбиту. Двух японских туристов свозил на МКС Роскосмос. Для них всех стоимость полета составила примерно $50–55 млн. Как видите, со временем цена на полет только выросла.

Все еще в ожидании роста

Наиболее интересным событием для космического туризма является миссия Polaris Dawn. Заведуют ею компании SpaceX и Axiom Space. Согласно плану пятидневного туристического полета в космос, корабль Crew Dragon с четырьмя людьми на борту должен выйти на орбиту с апогеем 1 400 км. Тем самым будет побит рекорд, установленный в 1966 году миссией Gemini 11 — достигла высоты 1 372 км. "Аполлоны" летали дальше, но это была уже территория не земной орбиты, а транслунной. Кроме всего этого, впервые в истории туристических полетов планируется выход астронавтов-путешественников в открытый космос в новых скафандрах, разработанных SpaceX.

Несмотря на множество разговоров, космический туризм развивается гораздо медленнее, чем это предполагалось специалистами по космонавтике и футурологами. Думаю, ясно, что он вряд ли станет серьезным драйвером роста для мировой космонавтики как минимум в ближайшие годы.

Основная причина этого для орбитального туризма — высокая цена. На Земле не так много людей, способных отдать за полет порядка $50 млн. Думаю, даже если все же начнет летать Starship и будет создана его пассажирская версия, ожидать серьезного снижения цены пока не стоит. Каждый такой полет требует долгосрочной подготовки, создания специальных скафандров для каждого участника, профессиональных инструкторов-космонавтов, которые будут контролировать полет путешественников. Вряд ли сейчас этот процесс возможно поставить на поток. Причем для такого полета требуется проходить курс подготовки длительностью около четырех-шести месяцев и самим туристам. А для людей, активно включенных в бизнес, не просто найти это время.   

С суборбитальными полетами ситуация выглядит попроще. Тут, на мой взгляд, как раз возможно и нужно поставить процесс на поток. С учетом цены в $0,5 млн желающих совершить такое путешествие явно наберется поболее. Но нужно понимать, что в целом на современную космонавтику подобные суборбитальные полеты окажут не столь значительное влияние.  

На мой взгляд, здесь подходит пример туристических полетов на самолете в Антарктиду. Билеты на подобные экспедиции разбираются быстро, недостатка в туристах нет, компании, осуществляющие подобные услуги, получают неплохую прибыль. Но дают ли такие туристические полеты импульс развитию антарктических исследований? К сожалению, эффект минимальный. 

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Использование материала допускается при условии соблюдения правил цитирования сайта tass.ru