Власти Мали объявили о решении "немедленно разорвать дипломатические отношения" с Украиной. Поводом стало заявление представителя Главного управления разведки (ГУР) Украины Андрея Юсова о причастности Киева к нападению вооруженных террористических группировок на военнослужащих Сил обороны и безопасности Мали, которое было совершено в конце июля в районе Тинзауатен (северо-восток Мали, близ границы с Алжиром).
Проговорились на радостях
В отражении предпринятой 25–26 июля массированной террористической атаки, в которой участвовали отряды вооруженных мятежников-туарегов, активисты "Группировки победы ислама и мусульман" (структура "Аль-Каиды", запрещена в РФ) и "Исламского государства в Большой Сахаре" (структура "Исламского государства", запрещена в РФ), малийским правительственным войскам помогали бойцы группы "Вагнер", которые понесли тяжелые потери. Для Киева весть о гибели бойцов из России оказалась столь радостной, что представитель ГУР не удержался от публичной похвальбы в украинском телеэфире: "Повстанцы получили [от нас] необходимую информацию и не только информацию, позволившую провести успешную военную операцию".
А посол Украины в Сенегале Юрий Пивоваров не только перепостил выступление Юсова на странице посольства в Facebook (запрещен в России; принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской), но и сопроводил его собственным комментарием, в котором выразил полную поддержку действиям террористов в Мали.
Причастность Киева к подготовке террористов получила подтверждение и со стороны. Как сообщила французская газета Le Monde со ссылкой на анонимных представителей малийской армии, боевики альянса малийских вооруженных сепаратистских группировок CSP-DPA ездили на Украину, чтобы пройти там обучение ведению боевых действий. Представитель CSP-DPA Мохаммед Эльмаулуд Рамадан подтвердил изданию, что его организация "действительно имеет связи с украинцами", хотя от упоминания о военной подготовке воздержался.
Расценили как агрессию
По мнению переходного правительства Мали, заявления Юсова и Пивоварова, которые не были "опровергнуты или осуждены украинскими властями", свидетельствуют "о явной официальной поддержке правительством Украины терроризма в Африке, в Сахеле и, в частности, в Мали". "Действия украинских властей нарушают суверенитет Мали, представляют собой агрессию и поддержку международного терроризма", — подчеркивается в правительственном коммюнике.
Высказывания украинских официальных лиц, подтверждающие причастность Киева к террористической атаке в Мали, не остались без внимания в других африканских странах. В частности, посол Украины был вызван в МИД Сенегала, где ему заявили о недопустимости "заявлений и действий, оправдывающих терроризм". С "решительным осуждением акта восхваления террора", совершенного послом Украины в Сенегале, выступил МИД Буркина-Фасо. Дипломатическое ведомство призвало "должным образом оценить выраженную Украиной поддержку терроризма в условиях, когда весь мир единодушен в необходимости бороться с этим злом".
Для давления на Россию
Скандал вокруг заявлений украинских чиновников, поддержавших террористическую атаку в Мали, приоткрывает истинную подоплеку "дипломатического наступления" в Африке, предпринятого Киевом в конце 2022 года. Тогда было объявлено о намерении властей Украины практически удвоить число посольств в африканских странах, доведя их с 11 до 20 или 21. Годом позже глава украинского правительства Денис Шмыгаль на встрече с африканскими журналистами сообщил, что Киев планирует потратить на открытие новых посольств $25 млн. При этом он не скрывал намерение использовать африканские государства "для давления на Россию в международных организациях и на других платформах".
Не менее откровенно высказался и вышеупомянутый посол Украины в Сенегале. В интервью французскому журналу Le Point он прямо связал решение об открытии новых посольств с тем фактом, что после начала СВО в 2022 году многие африканские государства отказались поддерживать Украину в конфликте с Россией.
В том же интервью Пивоваров не исключил развитие военного сотрудничества Украины со странами Африки. По его словам, "некоторые африканские страны уже выразили интерес к опыту [Украины] в военных действиях". В этой связи издание отметило, что возможности для взаимодействия Киева со странами континента и впрямь имеются: например, обучение специалистов и сотрудничество в области производства вооружений.
В угоду спонсорам
Теперь стало ясно, каких именно "специалистов" обучают в Африке украинские военные инструкторы. Как ясно и другое: эта деятельность организуется и направляется западными спонсорами Киева, которые не только шлют ему все новые и новые вооружения и готовят по натовским стандартам бойцов ВСУ, но и, несомненно, финансируют открытие украинских посольств, ведь у самой Украины с учетом ее катастрофического бюджетного дефицита на счету каждая копейка, что уж говорить о миллионах в валюте.
Нетрудно предположить, что в качестве главных организаторов такой деятельности выступают США и, вероятно, Франция, которые в последние месяцы по требованию целого ряда государств Африки вынуждены были существенно уменьшить свое военное присутствие на континенте. Замысел, очевидно, заключался в том, что украинские наемники и военные инструкторы, получившие солидный боевой опыт в конфликте с Россией, могли бы прийти на замену американским и французским контингентам и при необходимости выступить в качестве тарана против неугодных Западу правительств африканских стран. Вот только для реализации этого замысла стоило бы выбрать исполнителей, которые не станут выдавать "все тайны родного завода", лишь бы покрасоваться перед заказчиком. Но пока получилось по Черномырдину: "Хотели как лучше, а получилось как всегда".