26 сентября, 11:46
Мнение

Месяц до выборов в Грузии: крупное поражение грозит оппозиции фатальным исходом

Михаил Егиков — о планах правящей партии "Грузинская мечта — Демократическая Грузия" запретить значительную часть оппозиции после парламентских выборов 26 октября
Председатель "Грузинской мечты" Ираклий Гарибашвили, основатель "Грузинской мечты" Бидзина Иванишвили и премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе. REUTERS/ Irakli Gedenidze
Председатель "Грузинской мечты" Ираклий Гарибашвили, основатель "Грузинской мечты" Бидзина Иванишвили и премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе

У "Грузинской мечты" перед выборами несколько основных посылов к избирателям, но главный — это сохранение мира в стране. Правящая партия называет предстоящие выборы референдумом между войной и миром, так как считает, что оппозиция хочет втянуть страну в конфликт с Россией и открыть в Грузии так называемый второй фронт. Свой нарратив лидеры "Грузинской мечты" объясняют выступлениями представителей оппозиции в 2022 году, которые после начала боевых действий на Украине призывали отправить в зону конфликта грузинских добровольцев.

Но правящая партия подобной предвыборной кампанией не просто стремится сохранить власть, получив большинство в парламенте. "Грузинская мечта" нацелена на конституционное большинство, то есть не менее трех четвертей всех мандатов (113 из 150), что позволит вносить изменения в основной закон без оглядки на мнение оппонентов. А нужно это, в частности, для того, чтобы признать неконституционной основанную экс-президентом Михаилом Саакашвили бывшую правящую партию "Единое национальное движение" (ЕНД) и связанные с ней объединения. Также в планах — возбудить ряд уголовных дел. Проще говоря, грузинские власти хотят запретить в стране основную часть оппозиции на уровне конституции, отправив при этом некоторых за решетку.

За что запрещать партию Саакашвили

Все 12 лет, что "Грузинская мечта" находится у власти, ее лидеры неустанно припоминают ЕНД грехи, совершенные за девять лет правления — до октября 2012 года. В основном речь идет о нарушении прав человека, рэкете бизнеса, нашумевших убийствах и так далее. Собственно, Саакашвили уже отбывает уголовное наказание по двум делам, еще три дела продолжают оставаться на рассмотрении суда. Но в последнее время правящая партия актуализировала тему грузино-осетинского конфликта августа 2008 года. Сперва Михаила Саакашвили и "Нацдвижение" обвинили в предательстве за подписанную в 2008 году резолюцию Совета Европы, в которой говорится, что грузинские военные без предупреждения обстреляли Цхинвали, спровоцировав эскалацию ситуации в регионе.

И вот, почти за два месяца до выборов, 20 августа, "Грузинская мечта" опубликовала заявление, в котором пояснила, для чего ей нужно конституционное большинство. Среди главных мотивов крупной победы на выборах фигурирует намерение признать ЕНД неконституционным и осудить за события 2008 года.

"Недопустимо, чтобы оставалась хотя бы теоретическая возможность возвращения к власти политической силы, совершившей преступление 2008 года", — говорилось в заявлении.

Также "Мечта" обвинила своих главных оппонентов в том, что они выполняли "задания извне", находясь у власти, и продолжают это делать, будучи в оппозиции и пытаясь втянуть Грузию в конфликт. Словом, партия Саакашвили преступна и опасна, поэтому ее надо убрать с политической арены и предать правосудию.

В своих дальнейших заявлениях лидеры правящей партии стали грозить "Нацдвижению" не просто запретом, но и буквально Нюрнбергским процессом. Основатель "Грузинской мечты" миллиардер Бидзина Иванишвили во время предвыборного выступления в городе Гори 14 сентября обвинил предыдущие власти в развязывании войны 2008 года и сказал, что Грузия найдет в себе силы, чтобы извиниться перед осетинами после того, как виновные в конфликте понесут наказание. Иванишвили пообещал, что "грузинский Нюрнбергский процесс состоится очень скоро", и это, по его словам, станет предпосылкой для примирения между грузинами и осетинами.

Слова Иванишвили вызвали резонанс не только из-за готовности страны извиняться перед осетинами, но и фактического признания того, что войну начала грузинская сторона. Ранее официальный Тбилиси называл агрессором исключительно Россию. Теперь же грузинская сторона признала обстрел "спящего Цхинвали", несмотря на то что подписание резолюции Совета Европы расценивалось как предательство.

Премьер-министр Ираклий Кобахидзе позже на брифинге подтвердил смену риторики грузинских властей о том, кто был зачинщиком конфликта. Как отметил глава правительства, говорить правду Грузия раньше не могла, так как в Гааге и Страсбурге продолжались рассмотрения дел о событиях 2008 года и заявления грузинских властей могли помешать судебным процессам. К тому же, по словам Кобахидзе, "Нацдвижение" все еще пытается развязать в стране войну и власти не могут себе позволить "не говорить всю правду грузинскому обществу о том, что 7 августа 2008 года войну в Грузии развязал именно режим Саакашвили".

Не только ЕНД

В заявлении правящей партии от 20 августа, как и в последующих, упоминается не только ЕНД, но и "коллективное нацдвижение". Так грузинские власти обобщают практически всю оппозицию. Во-первых, потому что "Нацдвижение" — крупнейшая по числу сторонников оппозиционная партия, следовательно, задает тон в противостоянии с действующей властью. Во-вторых, за последние годы в Грузии появилось несколько партий, лидеры которых когда-то были членами ЕНД, а значит, все еще ассоциируются с Саакашвили. Под "коллективное нацдвижение" в понимании "Грузинской мечты" подпадают даже партия экс-премьера Георгия Гахарии "За Грузию" и "Лело" банкира Мамуки Хазарадзе, потому что между ними и ЕНД на каком-то этапе было определенное сотрудничество.

То, что в планах "Мечты" — запретить как "Единое национальное движение", так и несколько других партий, в том числе "Лело" и "За Грузию", — Кобахидзе подтвердил на брифинге 23 августа. Он уточнил, что, если правящая партия наберет конституционное большинство, при этом 5-процентный барьер преодолеют те оппозиционные партии, которые планируется запретить, у них будут отобраны мандаты. Получается, что "Грузинская мечта" может остаться в парламенте единственной силой. Ну, или с несколькими депутатами от консервативного и выступающего за диалог с Россией "Альянса патриотов", если он преодолеет барьер.

Насколько это возможно?

О том, что правящая партия победит на выборах, свидетельствуют все соцопросы. Но вот прогнозы о том, сколько голосов она в итоге наберет, сильно разнятся.

Согласно исследованиям общественного мнения, которые проводят социологи по заказу "Грузинской мечты", рейтинг правящей партии составляет около 60%. Поддержка ЕНД опустилась ниже 20%, еще пара оппозиционных партий находится на грани преодоления 5-процентного избирательного порога, остальные не пройдут в парламент. При таком раскладе "Мечте" хватит голосов для получения конституционного большинства, так как прошедшим в парламент партиям будут добавлены нераспределенные мандаты партий, получивших на выборах менее 5%.

У опросов, которые заказывает оппозиционный телеканал "Формула", результаты для "Грузинской мечты" менее оптимистичные. По данным компании Edison Research, правящая партия получит более 30% голосов и победит на выборах, но ЕНД наберет около 20%. Плюс сразу несколько партий преодолеют барьер в 5%. Тогда "Мечта" будет объявлена победителем и представит кандидата в премьер-министры, но у оппозиции в парламенте суммарно получится большинство и сторонам придется договариваться о коалиционном правительстве.

Как пояснил в беседе с ТАСС политолог Вахтанг Маисая, "Грузинская мечта" сможет осуществить свой план по запрету оппозиции только при получении конституционного большинства. Без этого, при простом большинстве в парламенте, не получится объявить вне закона целые политические объединения. По словам Маисаи, это будет равносильно госперевороту. Но если партия власти все-таки получит вожделенные 113 мандатов в законодательном органе, ей потребуется много времени, чтобы реализовать задуманное.

Как отметил эксперт, для начала нужна политическая оценка того, что режим Саакашвили был авторитарным, что нарушались права человека. Затем придется создавать комиссии, вести расследования. В итоге признание партий неконституционными может занять год или два. 

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Использование материала допускается при условии соблюдения правил цитирования сайта tass.ru

Теги:
Грузия