2 октября, 18:51
Мнение

Что цикл бюджетный нам готовит?

Александр Широв ​— о том, какие статьи расходов в бюджете России останутся приоритетными в ближайшие три года и почему
 Екатерина Штукина/ POOL/ ТАСС

В последний день сентября правительство внесло в Федеральное собрание проект закона о федеральном бюджете на 2025 год и плановый период 2026–2027 годов. В последние годы, несмотря на все привходящие обстоятельства, сроки передачи этого важнейшего документа на рассмотрение парламента строго соблюдаются, поэтому данную процедуру можно было бы рассматривать как элемент законотворческой рутины. Однако в этот раз к проекту бюджета было приковано особое внимание как экспертов, так и более широких слоев российского общества. Прежде всего это связано с тем, что Россия вошла в новый электоральный цикл и настал момент для уточнения целей и задач, стоящих перед обществом и экономикой. Они были сформулированы в майском указе президента и послании Федеральному собранию в феврале текущего года. Еще одной особенностью является начало нового этапа реализации национальных проектов, связанное с перераспределением средств в рамках обновленных приоритетов экономического развития. Кроме того, не следует забывать и о том, что бюджет формировался при достаточно высоких требованиях по направлению средств на обеспечение национальной обороны и безопасности, что ограничивало маневр ресурсами в пользу других задач.

Проект закона насчитывает сотни страниц и огромное количество чисел, поэтому рядовому гражданину очень трудно разобраться во всех хитросплетениях главного документа страны.

Для понимания того, как устроен бюджет, важно понять те ключевые ограничения, в рамках которых он формировался.

Прежде всего нужно понимать, как те средства, которыми распоряжается федеральное правительство, соотносятся с общим масштабом экономики России. Например, в текущем году это будет чуть больше 20% от ВВП (всей суммы доходов, формирующейся в экономике в течение года). Цифра, конечно, большая, но отнюдь не определяющая экономическую динамику. В 2025 году ожидается, что она составит 19,3%. Это означает, что задача федерального бюджета состоит в том, чтобы обеспечивать средствами те направления деятельности, где невозможно или неэффективно использовать средства бизнеса, а также поддерживать проекты, обеспечивающие наиболее серьезные общественные эффекты. Именно поэтому бюджетный импульс в текущих условиях является важнейшим инструментом поддержки экономики, обеспечивающим реализацию новых проектов с участием большого количества российских компаний.

Предварительный анализ параметров федерального бюджета на ближайшие три года позволяет говорить о преемственности принципов бюджетной политики. Двумя важнейшими направлениями расходования средств являются социальная политика и национальная оборона. Например, в 2025 году на решение первой задачи направляется 6,4 трлн рублей, а второй — 13,5 трлн рублей. В совокупности они составляют примерно 58% от всех расходов федерального бюджета. В условиях проведения СВО высокий приоритет оборонных расходов не подлежит сомнению, тем более что внутри них также существует значительная социальная компонента, связанная с обеспечением военнослужащих и членов их семей.

Что же касается непосредственно социальных расходов, то бюджет предполагает полное обеспечение тех предложений, которые были озвучены президентом в текущем году. Это поддержка семей с детьми, запуск программ поддержания рождаемости, индексация пенсий работающим пенсионерам, развитие системы помощи пожилым гражданам и ряд других специальных социальных программ.

Если финансирование обороны и социальной политики относится к так называемым защищенным статьям бюджета, деньги на которые выделяются в приоритетном порядке, то остальные статьи расходов должны соответствовать их предельному уровню, который определяется объемом доходов бюджета, а также уровнем дефицита (превышением расходов над доходами). В принципе, в дефиците бюджета нет ничего страшного, но при соблюдении двух условий. Первое — инвесторы готовы покупать государственные обязательства. Второе — уровень процентных выплат по внешнему долгу не является ограничением для финансирования ключевых расходов бюджета.

Федеральный бюджет на ближайшие три года близок к сбалансированности. В 2025 году дефицит должен составить всего 0,5% от ВВП. Однако нужно учитывать, что более высокий дефицит в текущих условиях мог бы обеспечить большую гибкость при формировании расходов. Достаточно низкие параметры дефицита связаны не только с тем, что за счет изменения налоговых ставок будут обеспечены дополнительные доходы, но и с тем, что при текущих ставках занимать на внутреннем рынке крайне невыгодно. Даже при имеющихся в бюджете скромных объемах государственных заимствований объем государственного долга возрастает с 15,7% от ВВП в 2024 году до 18,1% в 2025 году. В связи с этим параметры ключевой ставки и инфляции будут влиять не только на объемы кредитования в экономике, но и на возможности финансирования бюджетных расходов за счет заимствований.

В рамках бюджета предполагается профинансировать 19 новых национальных проектов. На эти цели выделено 5,8 трлн рублей в 2025 году, а всего за трехлетний период — 18,5 трлн рублей. Это достаточно серьезные средства, значительная часть которых направлена на цели формирования технологического суверенитета страны. Практически во всех национальных проектах присутствует серьезная научно-технологическая компонента.

При этом ряд новых национальных проектов напрямую направлен на развитие критически важных технологий: "Новые материалы и химия", "Средства производства и автоматизации", "Беспилотные авиационные системы", "Новые атомные и энергетические технологии", "Развитие космической деятельности Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года". В целом распределение средств в рамках национальных проектов носит более детальный характер, что в будущем должно позволить эффективнее контролировать достижение заявленных в них целей.

В заключение следует отметить определенные изменения, произошедшие в механизмах формирования и обсуждении параметров текущего проекта закона о федеральном бюджете, особенно в части национальных проектов. На протяжении нескольких месяцев было проведено большое количество стратегических сессий под руководством председателя правительства, где в детальном обсуждении параметров национальных проектов участвовали не только чиновники, но и представители бизнеса, и эксперты. Такая форма подробного обсуждения национальных проектов, безусловно, способствует более качественному распределению бюджетных средств, которых, как это ни странно, всегда не хватает. 

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Использование материала допускается при условии соблюдения правил цитирования сайта tass.ru