Утверждение новой Еврокомиссии (ЕК) вышло на финишную прямую. В ноябре будущих еврокомиссаров заслушает и утвердит Европарламент, а с 1 декабря они под руководством Урсулы фон дер Ляйен станут определять европейскую политику. Куда же Европа пойдет дальше?
Масштабные задачи
Множество особенностей формирования нового состава исполнительной структуры Евросоюза заставляют с большой уверенностью сделать вывод, что мы наблюдаем ползучий переворот.
Все странности будущей ЕК, как исчезновение опытных ветеранов, появление множества новых лиц без значительного веса и политических связей, каша полномочий, которые нарезаны разным еврокомиссарам со множеством пересечений сфер ответственности и с весьма туманным описанием задач, имеют достаточно простое объяснение. Новая структура должна обеспечить максимум власти своей руководительнице, при этом минимально ограничивая ее свободу действий.
Бывший скромный экономический регулятор международной организации на глазах превращается в директорию, неизбираемую исполнительную наднациональную структуру, которая явно намерена интенсивно продолжать отбирать у национальных правительств стран ЕС властные полномочия. Этим фон дер Ляйен начала заниматься еще на первом сроке, используя пандемию COVID-19 и украинский конфликт, эффективно играя на страхах и нерасторопности европейцев.
Более того, эта структура явно создается под выполнение неких весьма масштабных задач, которые невозможно решить в рамках существующих европейских институтов, соглашений и правил.
С высокой вероятностью можно утверждать, что задачей новой европейской администрации станет переформатирование всего европейского пространства. Вместо почившего Евросоюза глобалистски настроенная европейская элита, лицом которой является фон дер Ляйен, намерена создать новую милитаризированную и жестко контролируемую структуру имперского типа. От прошлого в ней останется только выхолощенная риторика о свободе и демократии.
О роли России
Не вызывает сомнений, что Россия в этом сценарии будет рассматриваться Брюсселем не просто как оппонент, а как прямой враг. Причем враг диалектический, существование которого будет использоваться как обоснование или оправдание для действий новой Европы. В первую очередь для возрождения европейского милитаризма. И, разумеется, для списания на ее "происки" всех просчетов местной власти. Собственно, это уже происходит…
Попробую описать то, как выглядит рождающийся в Брюсселе новый европейский проект. А заодно и проблемы, стоящие на его пути.
Европа быстрее и проще
В каждом из 26 открытых писем с описанием полномочий, которые фон дер Ляйен направила будущим еврокомиссарам, прописан тезис, что новая Еврокомиссия намерена сделать Европу "быстрее и проще". И только на первый взгляд хаотическая схема будущей ЕК этому противоречит.
В реальности фон дер Ляйен видит главную проблему современной Европы в раздробленности компетенций, "чрезмерных" полномочиях национальных правительств и "недостатке" их у Брюсселя. Она хочет это исправить.
Брюссельские институты были изначально сформированы по технократическим принципам без признаков демократии. И 30 лет назад в этом был резон — техническая структура с ограниченными полномочиями в выборах не нуждается.
Теперь же ее намерены сделать реальным центром принятия решений, отобрав "лишние" функции у национальных столиц. Политика стран ЕС должна превратиться в сцену выборных баталий местного уровня, где европейские избиратели могут сколько угодно выражать свое недовольство ситуацией в Европе, "наказывая" за это хоровод своих политиков.
Три доклада
Для предстоящего европереворота, или европерестройки, фон дер Ляйен уже создала и идеологическую базу. Это так называемые три доклада. Все они были подготовлены по личной просьбе главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен бывшими крупными европейскими функционерами и посвящены будущей европейской метаморфозе.
Это доклад экс-премьера Италии Энрико Летты "Гораздо больше, чем единый рынок" (апрель 2024 года), экс-главы Европейского центробанка и также экс-премьера Италии Марио Драги "Будущее европейской конкурентоспособности" (сентябрь) и экс-президента Финляндии Саули Ниинистё "Об усилении европейской гражданской и военной готовности" (опубликован 30 октября).
Они очень объемны и интересны. Все три бьют в одну цель — призывают значительно расширить полномочия Брюсселя, чтобы улучшить, соответственно, экономические возможности Европы, ее конкурентоспособность и военную мощь. Содержат они и прямую поддержку конкретных инициатив Еврокомиссии, включая переход к "зеленой" энергетике, изменение бюджетных правил Евросоюза, отказ стран сообщества от права вето в Совете ЕС (что радикально ослабит европейские столицы сразу во множестве сфер) и многое другое.
Доклады также содержат откровенно шоковые или революционные предложения: так, Ниинистё предлагает передать 20% бюджета ЕС на нужды обороны, уполномочить Еврокомиссию решать все оборонные вопросы, активизировать военную пропаганду, вплоть до прямой подготовки всего населения Евросоюза к возможным военным или техногенным катастрофам. Впрочем, доклады Летты и Драги отличаются лишь по темам, но не по глубине предложенных преобразований. Там речь идет об увеличении инвестиций в "зеленую" энергетику на сотни миллиардов евро, о повсеместном возвращении к протекционистским практикам, слегка прикрытым экологическим экраном. В докладе Летты также есть, например, тезис о фактической отмене или ограничении действий патентов и авторских прав внутри Евросоюза для ускорения обмена научными идеями и форсирования темпов научного развития в Европе.
В "трех докладах" говорится об одном. Европе необходимы революционные перемены, они будут глубокими и сложными. Надо дать Брюсселю (то есть команде фон дер Ляйен) беспрецедентные полномочия для их проведения, и это обеспечит светлое будущее ЕС.
Образ евробудущего
Анализируя публичные выступления фон дер Ляйен, направления работы первой Еврокомиссии и порядок формирования второй, можно довольно четко обрисовать образ будущего Европы по ее представлению: цифровая, псевдозеленая, насквозь милитаризированная экономика, жестко контролируемое внутреннее медийное пространство. Контроль ключевых финансовых потоков, равно как и выработка регуляторных норм этого общества будут находиться в руках различных брюссельских институтов или их агентств, которые формально могут располагаться в любой европейской стране.
Также формальную ответственность за жизнь граждан ЕС все еще будут нести национальные правительства, избираемые на выборах, но лишенные ключевых суверенных полномочий — права самостоятельно определять свой бюджет, вести внешнюю и оборонную политику, поддерживать собственный бизнес, принимать внутренние законы и экономические нормы. Кстати, две трети полномочий из этого списка евростолицы Брюсселю уже отдали.
На внешнем контуре эта структура намерена занять максимально экспансионистскую позицию, обеспечивая себе доступ к необходимым ключевым ресурсам путем политического и дипломатического давления, медийного влияния и инвестиционного проникновения. В своей евроимперии фон дер Ляйен намерена "наверстать упущенное" и не просто дополнить военной силой политическое и экономическое влияние Евросоюза, а милитаризировать европейское общество насквозь, от пропаганды до практической проекции силы на отдаленные регионы. Причем Европа в этой картине мира должна иметь полное технологическое, трансформирующееся в военное и экономическое доминирование над своими противниками, главным образом за счет развития цифровых технологий и применения нейросетей.
Фон дер Ляйен явно уверена, что ее евроимперия сможет совершить качественный технологический скачок. Хотя, казалось бы, просчеты в сфере "зеленой" энергетики и неоправдавшиеся ожидания скорого появления принципиально новой технологии хранения энергии могли бы это видение поколебать.
Важно понимать, что только глобалистская и атлантическая среда, олицетворяемая в публичном пространстве фон дер Ляйен, имеет конкретный, хотя и довольно жуткий, план будущего для Европы. Ведущие национальные политики в первую очередь ключевых стран сообщества — Германии и Франции, которые на протяжении десятилетий определяли европейский проект, сегодня не могут предложить ничего.
Поэтому на данный момент план Брюсселя безальтернативен.
Сопротивление
Да, сделать это будет очень непросто, причем не только за счет сопротивления довольно разрозненных национальных политических сил и элит, не вписанных в эту систему, которых не удастся убедить, перекупить, маргинализировать или устранить.
Мир изменился, и теперь традиционные страны — доноры ресурсов из объектов западной внешней политики быстро превращаются в осознанное мировое большинство с полной политической субъектностью, найти новый способ снабжения Европы дешевыми ресурсами будет крайне сложно.
Но есть и другая проблема, способная подломить громадные европланы на ранней стадии. Трансформацией Европы в "зеленое" военно-цифровое нечто сейчас занимаются наиболее глобалистски настроенные интеллектуальные, политические и экономические круги Европы, идеальным лицом которых является фон дер Ляйен. Но весь их мир и система взглядов были изначально ориентированы на США, более того, они были сформированы Вашингтоном и американскими образовательными, аналитическими и медийными структурами. В сознании большинства этих людей живет понимание, что, даже если будущего европейского зеленого монстра удастся вырастить, он должен оставаться младшим партнером США, тесно вписанным в атлантическую модель глобального доминирования.
И вот тут появляется совсем близкий и реальный вопрос: а дадут ли США новому европейскому проекту поднять голову? Или попытаются сожрать его на ранней стадии, поскольку для США, находящихся в условиях того же самого дефицита сил и средств, что и Европа, союзники в Старом Свете — это такие же источники "калорий", как и весь остальной мир, только чуть более "жирные".