Минпромторг России подготовил проект постановления правительства, который позволит провести эксперимент по маркировке автомобильных запчастей в 2025–2026 годах. Проект уже даже опубликован для всеобщего обсуждения.
Причина появления такого документа, как объяснили в министерстве, в частности, в том, что в адрес ведомства регулярно приходят жалобы из-за незаконного оборота товаров в отрасли. При этом в министерство неоднократно поступали предложения о введении маркировки автозапчастей от органов власти и бизнес-сообщества. Так, в проекте учтены инициативы комитета СФ по экономической политике, которые тот направил еще в марте. В ведомстве утверждают, что доля контрафакта среди импортных брендов на рынке в отдельных категориях превышает 50%.
При введении обязательной маркировки специальный код будет считываться на кассе в магазине. В случае выявления контрафактных технических жидкостей и деталей нельзя станет оплатить покупку. Система идентификации, как планируется, будет распространяться на любые организации, включая маркетплейсы и автосервисы.
Проблема в цифрах и фактах
После ухода мировых автопроизводителей из России практически весь бизнес по поставке оригинальных автозапчастей свернулся. Россиянам все сложнее содержать транспортные средства европейских, корейских и японских марок. Доля оригинальных запчастей к таким автомобилям, по некоторым подсчетам, упала до 13%, а контрафакта стало значительно больше. Тем не менее вроде бы сейчас острого дефицита по распространенным запчастям и "расходникам" нет, но есть, как говорится, нюансы.
Для начала давайте определимся с терминами. Вообще-то "оригинальными" считаются только те запчасти, которые маркированы собственным именем автобренда. Раньше единственным официальным дистрибьютором оригинальных запчастей было представительство марки, которое их распространяло также через официальных дилеров. Теперь представительства ушли, и "оригинальные" запчасти поступают, как правило, через параллельный импорт. То есть риск нарваться на подделку существенно возрос.
Есть и неоригинальные запчасти — часто они ровно того же качества, что и "оригинальные". Хотя бы потому, что, например, Mercedes-Benz никогда не делал фильтры, а заказывал их крупному мировому производителю (допустим, компании Mann), который потом паковал их в красивую коробочку с надписью МВ. Всех это устраивало. Формально же, если именно такой коробочки нет, то фильтр считается "неоригинальным", а в некоторых случаях — и контрафактным.
В общем, тут есть путаница с терминами, но, несмотря на это, факт остается фактом: подделок много, и проблемы с качеством — налицо. Особенно если учесть, как подорожали комплектующие для европейских машин: по разным оценкам, только за 10 месяцев этого года — примерно на 30–70%, на корейские — на 25%. Это и послужило причиной резкого роста доли контрафактных деталей, которые продавцы выдают за дорогие "оригиналы", а также менее дорогие "неоригиналы". В целом в сегменте моторных масел доля подделок составляет около 30% (среди иностранных — порядка 50%). "Левые" фильтры, тормозные колодки, детали двигателей тоже не редкость. По результатам опроса, который провели в аналитическом агентстве Gruzdev-Analyze, по состоянию на июнь 2024 года 37% автосервисов уже сталкивались с поддельными запчастями, хотя в прошлом году таких было всего 23%.
Цена подделки
Вообще ситуация на рынке запчастей сегодня не одинаковая по всем маркам и моделям. Понятно, что если автомобиль редкий и дорогой, то запчасти на него дороже и дольше ждать их доставку. Да и подделывать такие невыгодно — мороки много. Другое дело — модели массовые. Специалисты считают, что контрафакт выгодно изготавливать только по самым ликвидным позициям, которые можно продать в большом количестве и которые нужны всем и всегда. Например, свечи зажигания, тормозные колодки и так далее. В связи с этим понятно, почему именно категория моторных масел остается лидером среди подделок. По остальным техническим жидкостям ситуация тоже не самая хорошая, но и не такая печальная. Просто тормозную жидкость или антифриз надо менять раз в несколько лет, а вот масло — как правило, каждые 10–15 тыс. км.
Сейчас на российском рынке представлено более 220 брендов моторных масел. Самые популярные марки — наш Lukoil (доля на рынке — 14,9%) и Shell (6,8%). Причем доля всемирно известных брендов, которые официально ушли из России (Shell, Mobil, Castrol, Total и так далее), закономерно сокращается, а доля национальных брендов (Lukoil, Gazpromneft, Rosneft и другие) — растет. Например, быстро набирают популярность марки Sintec, Rolf, Takayama, Reinwell, Lemarc (они производятся по современным технологиям в Калужской области, где свои мощности до недавнего времени размещали крупнейшие мировые производители) и Teboil (выпускается на бывшем заводе Shell в Тверской области).
Как я уже отмечал, именно масла с "мировыми именами", которые в РФ уже официально не представлены, фальсифицируются активнее всего. "Цеховики" (производители контрафакта) подделывают канистру, внутрь заливают дешевое масло, которое на глаз рядовой покупатель вряд ли сможет отличить от оригинального продукта. Вот такой бизнес! Причем на подделку можно нарваться везде — и на провинциальном авторынке, и, например, на популярном маркетплейсе. Так, по статистике Aftermarket-DATA, службы защиты покупателей крупнейших маркетплейсов ежемесячно выявляют до 0,9% контрафакта в обороте площадок.
Промаркируем, но не все
В результате было принято "промежуточное" решение, и уже с 1 июля 2024 года в экспериментальном режиме начала действовать система маркировки моторных масел. В новом, 2025 году (с 1 февраля по 28 февраля 2026 года) Минпромторг предложил эксперимент расширить и на некоторые автомобильные запчасти — с чего я и начал текст.
Маркировке будут подлежать только отдельные виды запчастей: фильтры, стекла лобовые, "упрочненные" и "многослойные", задние и другие окна, свечи зажигания. Почему-то в список не входят тормозные колодки, которые считаются одним из самых "контрафактных" продуктов.
"Целями эксперимента является апробация полноты и достаточности механизмов маркировки средствами идентификации автозапчастей для обеспечения противодействия незаконному ввозу, производству и обороту указанной группы товаров", — говорится в пояснительной записке к документу.
Проект, как подчеркнули мне в Минпроме, разработан в соответствии с инициативой российских производителей автозапчастей в целях защиты рынка от фальсифицированной и контрафактной продукции. Кстати, о том, что маркировка может быть применена к автокомпонентам и запчастям, глава Минпромторга Антон Алиханов рассказывал еще в июне этого года на Петербургском международном экономическом форуме. Как пояснил министр, чтобы принять решение о введении маркировки в той или иной сфере, ведомство вместе с бизнесом выявляет категории, в которых доля нелегального оборота достигает 25–30%.
При обсуждении темы о маркировке запчастей каждое ведомство решает свои задачи. Например, Минпромторг хочет регламентировать оборот автомобильных масел и запчастей, блокировать контрафактную продукцию при продаже. Для этого и нужна маркировка. Заинтересовано в появлении такой системы и страховое сообщество. Но у него другой интерес. В Российском союзе автостраховщиков (РСА) проект неоднократно обсуждался в рамках деятельности по организации использования комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), бывших в употреблении, при выполнении восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства. Там считают, что для того, чтобы запустить этот процесс, надо обеспечить прозрачность рынка и легитимность использования б/у запчастей. Для этого надо обязать участников рынка предоставлять открытую информацию о разобранных автомобилях с указанием VIN-номера и маркировать основные запчасти и агрегаты. Это позволит контролировать соблюдение требований к использованию такой продукции, обеспечить безопасность эксплуатации отремонтированного автомобиля.
Представители же бизнеса просто пытаются убрать с рынка недобросовестных конкурентов и некачественную продукцию.
Правда, вопрос "Улучшит ли это ситуацию на рынке?" — все еще актуален. Никто не спорит: сейчас на нем довольно много некачественного контрафакта (50% по некоторым позициям — это не шутка), и такие подделки — реальная угроза безопасности (особенно если детали относятся к тормозной, рулевой системам и так далее). Да и к необходимости ввести систему маркировки в этой сфере шли давно. Если не бороться с контрафактом, то он способен просто захлестнуть страну. В связи со всем этим я приветствую этот эксперимент. Однако вводить систему надо поэтапно и очень осторожно. Ведь можно и вовсе перекрыть пути. А оказаться в ситуации вообще без комплектующих, при их остром дефиците уж точно не хотелось бы.
Кстати, почему же, собственно, в список "экспериментальных" для маркировки попали именно свечи, фильтры и стекла? У меня только одно объяснение. Видимо, потому, что в России есть заводы, которые их производят и где можно организовать контроль на выходе продукции. Стоит учитывать, что и эта процедура непростая и затратная. Как мне объяснили в офисе одной крупной компании, которая производит моторное масло, введение обязательной маркировки смазочных материалов означает, что в существующие производственные линии необходимо внести конструктивные изменения, закупить оборудование для нанесения QR-кода, создать новое или дописать текущее программное обеспечение… Да, государство планирует компенсировать часть затрат (например, закупку камер для сканирования), но это будет не одномоментно, и в целом нововведение потребует инвестиций — финансовых и трудовых. Экономику проекта пока только считают, но очевидно, что в перспективе это приведет к увеличению стоимости продукции.
В общем, основная цель этой инициативы — борьба с контрафактом. Но, на мой взгляд, мера вряд ли на 100% решит поставленную амбициозную задачу. Ведь остается вопрос маркировки товара, который у нас не производится. Как это сделать, кто этим будет заниматься? И самое главное: как убедить покупателя выбирать товар с маркировкой, а тем более если он дороже?