Одна из самых ярких личностей в руководстве ЕС — глава евродипломатии Жозеп Боррель — 1 декабря ушел в отставку вместе с большей частью первого состава Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен по истечении пяти лет полномочий. Уход Борреля поставил точку в процессе смены элит Евросоюза.
По мнению многих иностранных журналистов и экспертов, работающих в Брюсселе, его "будет сильно не хватать не столько европейцам", сколько специалистам из России, Китая и государств глобального Юга.
Смену остальных 23 крупных европейских чиновников едва ли кто-нибудь заметит. Существенного влияния на политику, медийную машину и атмосферу в Брюсселе она не окажет.
Будет не хватать
Жозеп Боррель, позволяя себе импровизировать в ходе публичных выступлений, неоднократно выдавал яркие фразы, которые проливали свет на то, как думают представители европейской элиты, как они видят окружающий мир и в реальности относятся к своим незападным "партнерам".
Одна из самых известных его фраз про то, что "Европа — это сад, <…> а большая часть остального мира — это джунгли, которые могут вторгнуться в сад", тому пример. Кстати, продолжение ее не менее значимо, хотя и получило гораздо меньшую известность за пределами узкого круга специалистов: "Садовники (Боррель имеет в виду европейских чиновников — прим. авт.) должны позаботиться, чтобы этого не случилось". То бишь держать джунгли под контролем?
Эта речь была сугубо практической, ведь говорил он перед слушателями евроколледжа в бельгийском Брюгге. Это такая высшая европейская партшкола, которая дает дополнительное образование будущим еврочиновникам. Садовникам то есть.
Помимо всего прочего, например, именно экс-глава европейской дипломатии открыто признавал наличие двойных стандартов в ЕС как в отношении к конфликту на Украине, так и по ситуации на Ближнем Востоке. Он же прямо сказал, что Евросоюз будет строить отношения с третьими странами не на основании каких-либо правил или принципов, а только на основании позиции, которую они займут в отношении России и Китая.
"Будьте уверены, лица из новой Еврокомиссии никогда не произнесут ничего подобного. Они будут говорить только то, что нужно, и никогда то, что думают. Мы еще не раз вспомним Борреля", — поделился со мной один из ветеранов иностранного журналистского корпуса в Брюсселе.
Достижения и честность
На мой взгляд, он действительно был единственным из еврочиновников, кто не боялся открыто и публично размышлять о причинах международных событий, пытаясь объяснять их с точки зрения неолиберализма и подходов концепции миропорядка, основанного на правилах. При этом чаще всего, сам того не замечая, он заходил в тупик, доказывая тем самым, что этот "миропорядок, основанный на правилах" — придуманная, сугубо пропагандистская система без воплощения в реальности.
Кстати, своей главной заслугой на посту главы евродипломатии он называл начало массовых поставок оружия Украине из Европейского фонда мира. Другие политики предпочитали хотя бы не употреблять слишком часто название этого фонда.
Ему же хватило честности признать наличие прямых противоречий и в действиях ЕС в отношении ордеров МУС на арест президента России Владимира Путина и премьера Израиля Биньямина Нетаньяху. Он не пытался спрятать эти расхождения своей идеологии с реальным миром за демагогией, как поступает большинство западных политиков, а призывал других европейских лидеров быть последовательными и соблюдать свои же принципы. Тщетно, разумеется.
Последний из доатлантистов
Жозеп Боррель 1947 года рождения стал последним из европейских чиновников старого поколения, родившихся в конце или после Второй мировой войны, которые успели увидеть мир без европейского проекта и без доминирующей идеологии атлантизма. И хотя сам каталонский политик был ярким адептом этой же идеологии, его мировоззрение радикально отличалось от гораздо более простых и прямолинейных взглядов еврочиновников "атлантического поколения". Тем временем многие из таковых, например, Урсула фон дер Ляйен, Шарль Мишель или Кая Каллас, являются потомственными европейскими функционерами, пришедшими в евроэлиту по стопам своих родителей.
Большая часть современных европолитиков родились в 1970-е годы, когда европейский проект и НАТО были базисами западной реальности. Учились они в 1990-е, когда идеология атлантизма уже трансформировалась в концепцию глобализма — с основой на доминировании Запада под руководством США. Этими идеями к тому моменту были пропитаны все местные учебные заведения.
Смена поколений
Во главе евродипломатии Борреля сменит эстонка Кая Каллас, которая относится к молодому поколению еврочиновников (1977 года рождения). Она выходец из среды советской золотой молодежи, дочь крупного партработника в советской Эстонии Сийма Калласа, который затем переквалифицировался в европейские чиновники и занимал пост еврокомиссара, курирующего аудит и борьбу с коррупцией в первой ЕК Жозе Мануэла Баррозу (2004–2009 годы).
При этом нынешняя глава ЕК Урсула фон дер Ляйен хоть и младше Борреля (на десять с половиной лет), однако она — типичный представитель "нового" потомственного европейского чиновничества. Немка, родившаяся в Брюсселе, в семье одного из первых высокопоставленных еврочиновников, училась в Германии и Великобритании, гордится своими американскими предками, родословная которых восходит к семье Лэдсон — крупных плантаторов Южной Каролины XVIII–XIX веков, теоретиков и практиков рабовладельческого сельского хозяйства.
Всем любителям тезиса, что мир жесток и несправедлив, потому что им управляют мужчины, а женщины на троне сразу сделают его гармоничным и гуманным, советую присмотреться к внешней политике ЕС в следующие пять лет. Ее как раз будут направлять две любящие матери, одна из которых к тому же профессиональный гинеколог.
Кстати, к поколению "нового" потомственного европейского чиновничества относился также завершивший свои полномочия главы Евросовета бельгиец Шарль Мишель. Его отец Луи Мишель был еврокомиссаром, курировавшим отношения со странами третьего мира в той же комиссии Баррозу.
В те же годы, когда отцы Каллас и Мишеля сидели в Еврокомиссии, Боррель уже возглавлял Европарламент.