18 декабря, 16:45
Мнение

Цена слияния: зачем объединяются Honda и Nissan

Игорь Моржаретто — о планах японских автокомпаний и их шансах составить конкуренцию Tesla и китайским производителям электрокаров
Главный исполнительный директор Nissan Макото Утида и президент Honda Motor Тосихиро Мибе. Kentaro Tominaga/ The Yomiuri Shimbun via Reuters Connect
Главный исполнительный директор Nissan Макото Утида и президент Honda Motor Тосихиро Мибе

Две ведущие японские и мировые компании — Honda Motor Co. и Nissan Motor Co. — обсуждают возможное слияние. К ним также может присоединиться Mitsubishi Motors Co. Такими новостями пестрят СМИ разных стран, представляя это чуть ли не как сенсацию. Однако это скорее просто вопрос выживания.

Что уже известно

Два крупнейших японских автопроизводителя, мол, планируют подписать меморандум о взаимопонимании для создания новой объединенной холдинговой компании. Как отмечает, к примеру, Bloomberg, слияние будет направлено на то, чтобы помочь участникам соперничать с другими компаниями в области электромобилей, такими как Tesla и китайские автопроизводители.

Согласно источнику издания, обе фирмы "изучают способ объединения, который поможет им лучше конкурировать".

В случае слияния в мировом автопроме появится новый гигант с активами в $52 млрд, а это значит, что он может стать третьим по величине автопроизводителем (после Toyota и Volkswagen). В прошлом году Honda и Nissan суммарно произвели 7,4 млн автомобилей — 3,9 млн штук и 3,3 млн соответственно. Если же к ним примкнет еще и Mitsubishi Motors (в которой Nissan имеет почти 27-процентную долю), то три бренда могли бы ежегодно производить порядка 8 млн автомобилей.

Все это для того, чтобы привлечь новые инвестиции и конкурировать с Tesla и китайской BYD.

Про китайского производителя номер один (с недавних пор) можно вести отдельный разговор. BYD в 2023 году стремительно вышла на девятое место в мировом рейтинге продаж — прибавив 48,8% (2,6 млн штук), а по итогам первого полугодия 2024-го поднялась на седьмое место (плюс 40%). То есть она уже обогнала по объему глобальных продаж Honda Motor и Nissan Motor. 

Хотя Nissan была одной из первых в мире компаний, которая представила очень успешный электромобиль Leaf (целых 10 лет — с 2010 по 2019-й — он был самым продаваемым электромобилем в мире), но с тех пор его на пьедестале "подвинула" сначала модель Tesla 3, а потом и китайские производители. Так, еще в марте этого года Honda и Nissan договорились о сотрудничестве в сфере электромобилей, а в августе подписали соглашение о совместной разработке новых аккумуляторов и других технологий.

Пока же положение Nissan довольно сложное. В ноябре компания объявила о плане экономии средств на сумму $2,6 млрд, а сейчас в рамках этого плана готовится сократить 9 тыс. рабочих мест (6,7% сотрудников по всему миру). Этого, видимо, мало. В перспективе Nissan намерен закрыть 20% от всех своих производственных мощностей и уже снизил прогноз годовой прибыли на 70% — до $975 млн. Между прочим, это уже второе понижение прогноза в 2024 году. А что делать, если падение продаж автомобилей марки в Китае и США привело к сокращению прибыли во втором квартале на 85%?

Кстати, акции Nissan и Mitsubishi после появления информации о переговорах с Honda в первый же день — 18 декабря — на Токийской бирже выросли на 22% и 15% соответственно.

Нынешние показатели и перспективы компании Honda в целом гораздо лучше. Причем во многом благодаря диверсификации, ведь Honda — это не только легковушки, но также мотоциклы и моторы (тут она крупнейший в мире производитель). Мировые продажи автомобилей растут. Но, думаю, это пока. На сегодняшний день нет массового электромобиля — лидера продаж, проект по продвижению "водородомобиля" Mirai забуксовал и, вероятно, будет свернут. Так что самое время задуматься о будущем.

Партнерство во благо?

Казалось бы, выбор автомобильных марок сегодня — огромный, их количество исчисляется сотнями. Но фактически в современном мире осталось лишь чуть более десятка крупных конгломератов, которые владеют всеми этими брендами и производят около 90% всех автомобилей. Четверо из них имеют порядка 10% рынка каждый! Правда, сейчас ситуация на авторынке все же несколько меняется.

На рубеже веков и чуть позже началась самая активная волна объединений, а параллельно закрылся целый ряд компаний и брендов. Где теперь Saab, Pontiac, Mercury, Hummer и многие другие? Но в то же время мировая автомобильная промышленность переживала период быстрой консолидации. Это все диктовалось экономической необходимостью. Ведь разработка современной масштабированной легковой платформы требует годы работы и обходится в $2–4 млрд, создание линейки моторов — в сотни миллионов. Конечно, выгоднее сделать это вместе, а затем вместе и использовать. Многочисленные компании слились или были выкуплены в результате громких сделок. Началось все с приобретения Daimler американской компании Chrysler в 1998 году (союз распался в 2007 году).

Классическим примером такого объединения считаю создание альянса Renault и Nissan. Они являются стратегическими партнерами с 1999 года. Сейчас у них работает около 450 тыс. сотрудников. Альянс контролирует восемь основных брендов: Renault, Nissan, Mitsubishi, Infiniti, Samsung (Renault Korea), Dacia, Alpine и Venucia. RN — одна из ведущих мировых групп по производству самых разных автомобилей, в том числе и электромобилей, например Nissan Leaf. Кстати, стратегическое партнерство между Renault, Nissan и Mitsubishi не является слиянием или приобретением. Три компании объединены на основе соглашения о совместном использовании, в рамках которого они выкупили разные пакеты акций друг у друга. Кроме того, компании по отдельности могут устанавливать дополнительные партнерские отношения с иными автопроизводителями. Например, Renault имеет соглашения с немецким Daimler, китайскими Dongfeng и Geely. Правда, вот с основным партнером по альянсу — Nissan — отношения разладились после ареста в Японии главы всего холдинга Карлоса Гона в 2018 году. В январе 2023 года Renault и Nissan перешли к реструктуризации альянса. Renault сократила свою долю голосующих акций в Nissan до 15% (как и у японского концерна в капитале французского, а было 43,3%). Но разногласия остались.

Так что в этой ситуации возможное будущее соглашение между двумя крупнейшими японскими производителями может стать для каждого из них выходом из их ситуаций.

Хотя, конечно, не факт. В 2021 году Fiat Chrysler и PSA договорились о создании концерна Stellantis, одной из крупнейших в мире автомобильных групп. Туда вошли такие известные бренды, как Jeep, Dodge, Maserati, Peugeot, Citroen и так далее. Общая сумма сделки составила $52 млрд. Объединенную компанию возглавил опытнейший менеджер Карлос Таварес. И что же? В последнее время концерн Stellantis испытывает серьезные трудности. В первом полугодии 2024-го операционная прибыль компании упала на 40%, выручка снизилась на 14%, а чистая прибыль — на 48% (до $6,07 млрд). Во многом такие показатели обусловлены падением продаж на североамериканском рынке (-16%), а также неудачами на рынке электромобилей. И вот в начале декабря Карлос Таварес покинул свой пост...

По китайскому счету

А поможет ли возможное слияние Honda, Nissan и Mitsubishi выиграть борьбу с китайскими автоконцернами? Борьба идет за рынок КНР, как главный в мире — на него приходится треть всех продаж, — и остальные. Думаю, что китайцев уже не остановить и не обогнать в этой сфере — ни высокими таможенными пошлинами на ввоз электромобилей из КНР (40% в Европе, 100% в США), ни даже полным запретом. К своему "рывку на электромобилях и гибридах" они готовились 20 лет. На это были направлены усилия ведущих ученых и инженеров (как местных, так и приглашенных), огромные государственные и частные средства. И результат налицо: в первой десятке мировых лидеров продаж числится уже не одна, а целый ряд китайских моделей. А преграды можно обойти — например, если построить свои заводы в тех же Соединенных Штатах или Европе. Такие планы уже есть. Так в свое время завоевывали мировые рынки сначала японцы, потом корейцы…

Причем нельзя забывать и про простых автомобилистов. Они (мы) не хуже бизнесменов умеют находить возможности для обхода запретов. Главный козырь здесь — проголосовать за китайские "электрички" и гибриды своими долларами, евро и так далее. Все хотят выбирать самые современные автомобили и по доступным ценам.

Японские компании, конечно, будут работать и дальше, хотя часть рынка и потеряют. Но у этих марок миллиарды поклонников в мире. Быть может, в ближайшем будущем Toyota, Honda или Nissan предложат новую, прорывную технологию в автомобилестроении? 

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Использование материала допускается при условии соблюдения правил цитирования сайта tass.ru