6 марта, 14:00
Мнение

Международный уголовный суд: на распутье или в тупике?

Обозреватель Аналитического центра ТАСС
Александр Цыганов — о том, насколько влиятелен МУС и кто его крышует
Штаб-квартира Международного уголовного суда

Одним из громких резонансных решений президента США Дональда Трампа после вступления в должность был ввод санкций против прокурора Международного уголовного суда (МУС) Карима Хана. Американский президент также подписал и указ о финансовых санкциях против самого суда, поскольку тот "совершил незаконные и необоснованные действия".

Что произошло

Согласно официальным пояснениям Вашингтона, эти действия заключались в том, что МУС "без законных оснований заявил о своей юрисдикции и начал предварительные расследования в отношении персонала Соединенных Штатов и некоторых их союзников, включая Израиль, и еще больше злоупотребил своей властью, выдав необоснованные ордера на арест премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху и бывшего министра обороны Йоава Галанта". В качестве дополнения указывалось, что у суда нет юрисдикции в отношении США и Израиля, поскольку эти государства "не являются стороной Римского статута", "ни одна из них никогда не признавала юрисдикцию МУС" и "обе страны являются процветающими демократиями с армиями, которые строго придерживаются законов войны".

Так значится в тексте указа Дональда Трампа. Кроме того, что этим распоряжением вводятся финансовые санкции и визовые ограничения в отношении должностных лиц суда, а также против членов их семей, в документе содержится угроза, что США и далее будут вводить существенные ограничительные меры за нарушения со стороны МУС.

Что же это за "нарушения"? Согласно указу, действия МУС посягают на суверенитет США и "подрывают критически важную работу в области национальной безопасности и внешней политики" американского правительства и союзников Вашингтона, в том числе Израиля.

Аргументы Трампа

Характерно, что Вашингтон не вспоминал о границах юрисдикции МУС и преимуществе государственного суверенитета над решениями этого органа, когда суд (и тот же прокурор Хан) принимал постановление об аресте действующих президентов других стран. В том числе президента России Владимира Путина, обвиненного в "военном преступлении, которое заключается в незаконной депортации населения (детей) с оккупированных территорий Украины в Российскую Федерацию".

Объяснение простое: Трамп свои санкции наложил на суд не потому, что тот далеко не в первый раз проводит ангажированные, политизированные и юридически жалкие решения, а лишь потому, что в этот раз это затронуло США и их союзника — Израиль. Не случись этого, то есть не выйди прокурор Хан за рамки, в Вашингтоне, по всей вероятности, по-прежнему рассматривали бы МУС как чудесное средство гонений против неугодных. Против непокорной России в первую очередь.

Но нельзя не заметить: поставив своим указом национальный суверенитет над решением международного органа, объективно Трамп тем самым как бы солидаризировался с Москвой, которая назвала то постановление МУС ничтожным. Дело в том, что РФ не ратифицировала и не признает юрисдикцию этого суда, а также открыла против Хана уголовное дело.

И в МУС сигнал из Белого дома услышали. По крайней мере, в беседе с британским изданием The Guardian некий неназванный представитель Международного уголовного суда из высшего эшелона его должностных лиц выразил опасение, что санкции от Трампа могут негативно отразиться на самом существовании этого органа.

Сама деятельность МУС, впрочем, давно вызывает вопросы. Как, впрочем, и всех формально международных, а по факту плотно контролируемых коллективным Западом инстанций. Все они за последние 30 лет были ангажированы, односторонни, несправедливы и неправедны.

Достаточно вспомнить трибунал по бывшей Югославии, который за военные преступления во время гражданской войны осудил 60% сербов и только 18% хорватов. А его прокурор Карла дель Понте мило призналась в одном из интервью, что преследование военных преступников в современном мире — дело исключительно политическое.

Между тем речь в этом признании шла об албанских руководителях только что признанного Западом Косова. О том, что они небезосновательно подозреваются в причастности к пыткам сербов и изъятию органов у похищенных людей, прокурор Международного трибунала сама признала в своей нашумевшей книге "Охота. Я и военные преступники". То есть Карла дель Понте об этом жутком бизнесе знала, но молчала. Ибо, по собственному признанию, "если бы о преступлениях албанцев стало известно, ни о какой независимости Косова не могло быть и речи".

А чего стоит смерть бывшего югославского президента Слободана Милошевича в застенках этого трибунала. Вину которого в приписываемых ему преступлениях суд не сумел доказать на протяжении 5 лет и 23 заседаний, но продолжал держать его в тюрьме без надлежащего медицинского ухода.

Кстати, Международный уголовный суд идет след в след по тому же пути. Показательна история с бывшим вице-президентом Демократической Республики Конго Жан-Пьером Бембой. Его приговорили к 18 годам тюремного заключения, но в конце концов Апелляционная палата МУС отменила приговор, сняв все обвинения. Вот только до этого самого "конца концов" Бемба провел 10 лет в следственном изоляторе в Гааге…

А закончилось все еще и тем, что несчастному невиновному тот же МУС… отказался выплатить компенсацию за явную и грубую судебную ошибку!

Что с "крышей" у МУС?

Между прочим, сам прокурор МУС Карим Хан как раз и работал в аппарате обвинителя Международного уголовного трибунала по бывшей Югославии. То есть с 1997 года, в возрасте 27 лет, уже находился в "команде" Карлы дель Понте. Правда, он вряд ли по примеру своей предшественницы решится на такую откровенность, которую та показала в случае с торговцами органами в косовском руководстве.

Причина проста: у этого гражданина Британии, что называется, рыльце в пушку. От сексуальных домогательств, которые стали даже предметом собственного расследования со стороны МУС, до странных связей между принятыми решениями и последующими благами для себя и членов семьи. Например, запросу Хана о выдаче ордера на арест российского президента предшествовало освобождение из британской тюрьмы после отбытия лишь половины срока его родного брата, осужденного за растление 15-летнего подростка мужского пола.

Но дело не только в прокуроре. Должностным лицам МУС есть чего опасаться. Американские санкции не только могут закрыть доступ суда к банковским услугам и платежным системам, но и в состоянии блокировать саму его деятельность — ведь IT-система МУС находится в ведении и модифицируется американской компанией Microsoft. Наконец, решение Трампа лишает Международный уголовный суд главной поддержки — политической "крыши" США.

Между тем даже с чисто профессиональной точки зрения без такой "крыши" МУС давно уже выглядит как контора со спорной легитимностью, сомнительными заключениями и вопиющей неэффективностью. Самые авторитетные страны мира либо не ратифицировали так называемый Римский статут, на основании которого МУС и создан, либо вообще отказались быть участниками договора, даже подписав его. Это три из пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН — Россия, Китай и США. Это становые государства Азии — Индия, Турция, Индонезия, Пакистан, Малайзия. Это большинство государств Арабского Востока и Израиль.

А если юрисдикцию международного суда не признает суверенное государство, полномочия такого суда не могут превалировать над волею такого государства. Никто не может принудить суверенное государство исполнять обязательства, под которыми оно не подписывалось. Это основополагающий принцип международного права: договор обязателен только для его участников. 

Так что никого не должно удивлять, что за 25 лет чиновники МУС закрыли судебные разбирательства в отношении только 32 лиц. И то половина из них была оправдана. Возможно, даже справедливо. И касались эти дела в основном стран Африки и Азии — тех, что в случае чего суровым указом ответить не могут…

Когда суд слишком много на себя берет…

В международном праве твердо установлено, что должностные лица высокого ранга, такие как глава государства, правительства и министр иностранных дел, пользуются иммунитетом от юрисдикции в других государствах. Правда, когда создавался Римский статут МУС, в нем записали, что "иммунитеты… которые могут быть связаны с должностным положением лица… не должны препятствовать осуществлению судом его юрисдикции в отношении такого лица". То есть участники договора сами согласились с тем, что ради правосудия иммунитеты для высших должностных лиц в отношениях между ними не действуют.

Но это согласие, естественно, никак не касается тех государств, которые договор не подписывали/не ратифицировали или из него вышли. Но что делает МУС? Он высокомерно это суверенное право сторонних государств обходит, тем самым незаконно ставя международную юрисдикцию выше национальной.

Естественно, это тоже роняет зерна конфликтов между государствами, которые как участники Римского статута должны либо официально отказываться от исполнения приговора МУС на задержание главы стороннего государства, либо рисковать войной с ним. Ибо арест главы другого государства на своей территории — безусловный casus belli, без вариантов. Или, что обычно и происходит, отказываться от подчас вполне взаимовыгодных контактов и, соответственно, контрактов.

Естественен вопрос: если Международный уголовный суд идет на то, чтобы так нагло попирать право, самолично втаптывая в грязь собственный авторитет, то в чьих интересах он это делает?

Ответы опять-таки дает практика МУС.

Шкатулка сломалась?

Был такой эпизод, когда предыдущий прокурор этого суда Фату Бенсуда попыталась запустить расследование предполагаемых преступлений американских военнослужащих в Афганистане. И что же? Опять тот же Дональд Трамп, только в предыдущую свою каденцию, ввел санкции против нее и чиновников ее канцелярии. Менее чем через полгода слишком самостоятельную судейскую даму сменил Хан и возобновил рассмотрение афганского дела, переориентировав его на… расследование преступлений талибов!

Другой пример. МУС полностью игнорировал информацию о преступлениях грузинских военных на территории Южной Осетии в июле — сентябре 2008 года, зато вдруг выдал ордер на арест троих граждан Южной Осетии… в 2022 году. С 2009 года суд тянул с рассмотрением обращения Палестины и других государств по поводу задокументированных преступлений израильских военных по Римскому статуту. И только через 15 лет, когда явная геноцидная составляющая операции Израиля в секторе Газа стала очевидной всему миру, МУС был вынужден открыть дело.

И тут суд упорно старался спустить дело на тормозах, выделив на расследование палестинской ситуации минимум средств — меньше миллиона евро. При том что на украинское досье было выделено €4,5 млн! Да еще тот же Хан запросил у государств — участников Римского статута дополнительные добровольные пожертвования на эти цели.

Но в итоге от израильского дела отвертеться не удалось: если уж на российского президента выдали ордер по надуманным обвинениям, то израильского премьера, по чьему распоряжению сектор Газа ровняли с землей, обойти никак нельзя было. И вот теперь очень любопытно будет посмотреть на реакцию МУС и лично прокурора Хана на пощечину со стороны президента США.

Справедливо указывается: Израиль тоже ведь ничего не подписывал, и под юрисдикцию Римского статута, следовательно, Нетаньяху не подпадает.

Но отозвать ордер на него, не сделав того же в отношении Владимира Путина, — это окончательно выставить МУС на посмешище, а себя — клоуном со сломавшейся вдруг музыкальной шкатулкой, под которую он плясал.  

Распутье? Скорее — тупик. 

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Использование материала допускается при условии соблюдения правил цитирования сайта tass.ru

LiveInternet