Импичмент или вступление в ЕС: "последняя карта" Санду — аншлюс с Румынией?

Президент Молдовы Майя Санду
Заявление президента Майи Санду о ее поддержке объединения Молдавии с Румынией вызвало всплеск эмоций в местных СМИ и социальных сетях. Оппозиционные партии обвинили ее в государственной измене и потребовали импичмента. В Приднестровье и Гагаузии напомнили о своем праве на самоопределение в случае утери Молдавией государственности.
Тем временем подконтрольная Санду правящая Партия действия и солидарности (ПДС) промолчала, явно из опасения потерять электорат — по опросам более двух третей молдавских граждан эту идею не поддерживает, а в ходе переписи 2024 года 76% населения назвали себя молдаванами, и только 8% — румынами. В Брюсселе на заявление Санду внимания не обратили. Хотя вслед за ней о поддержке объединения один за другим высказались премьер Молдавии Александр Мунтяну, министр культуры Кристиан Жардан и другие высокопоставленные чиновники.
Буря в стакане
"Посмотрите, что сегодня происходит <…> Малой стране сложно выживать как демократии и противостоять России", — сказала Санду, признав, что большинство населения идею об объединении с Румынией не разделяет. "Зато многие поддерживают путь в ЕС. Эта цель реалистична и помогает нам выжить и сохранить демократию", — добавила президент. Правда, она умолчала при этом, что проведенный по ее инициативе осенью 2024 года референдум о вступлении в ЕС провалился внутри страны. Вытянуть положительный результат, как и переизбрание самой Санду на пост президента, удалось только за счет более чем 200 участков в западных странах. Оппозиция отказалась признавать выборы и плебисцит, назвав их сфальсифицированными. Но это не помешало властям внести положение об интеграции в ЕС в конституцию, и теперь возражающие против этого курса оказываются вне рамок закона. Возможно, по этой причине тему организации нового референдума об объединении с Румынией Санду развивать не стала.
Вообще, конечно, ничего нового в этом заявлении президента нет. О том, что она является унионистом (так здесь называют сторонников слияния с Румынией), говорила и ранее. Еще в 2016 году в выступлении на телевидении Санду отмечала выгоды такого шага — будет единое пространство мобильной телефонной связи, узкая европейская железнодорожная колея и членство в ЕС, в который еще в 2007 году вступили соседи. Как и о том, что главным "виновником" всех бед Молдавии, включая ее возможное исчезновение с карты мира, является Россия.
Общеизвестно, Санду (и премьер Мунтяну, а также многие другие руководители республики) давно обзавелась паспортом соседней страны. Впрочем, сотни тысяч молдаван также приобрели румынское гражданство — для свободного перемещения по ЕС. Туда ездят на заработки, которыми занято более трети населения страны.
Однако, став в 2020 году президентом (первый срок), Санду стала сдержанней в высказываниях, заверяя, что граница с Румынией по реке Прут и так практически исчезнет после вступления Молдавии в ЕС, которое она пообещала уже к 2028 году.
После шести лет у власти, контроля над парламентом и правительством ее признание, что Молдавия, по сути, не состоялась как государство и ее надо ликвидировать, выглядит по меньшей мере странно. "Когда такое заявление делает политический лидер, я даже не знаю, что можно по этому поводу комментировать", — отметил среди прочих премьер Грузии Ираклий Кобахидзе. Крупнейшая в оппозиции Партия социалистов Республики Молдова потребовала незамедлительно инициировать расследование по факту возможной измены родине, отметив, что слова Санду подпадают под "самую жесткую правовую и политическую оценку". В свою очередь Партия коммунистов (руководит экс-президент республики Владимир Воронин) заявила, что высказывание Санду является поводом для инициирования процедуры импичмента.
Пороховой погреб Европы
А приветствовали слова Санду представители действующих в Молдавии унионистских партий, которые регулярно празднуют годовщину событий 1918 года. Тогда Румыния, воспользовавшись революционной смутой, ввела войска на территорию Бессарабской губернии России, а учрежденный в Кишиневе орган государственной власти Sfatul Ţării (Совет страны) провозгласил вхождение края в состав соседнего государства.
Правительство Владимира Ленина не признало аннексии, разорвав дипотношения с Бухарестом, а легендарный комбриг молдаванин Григорий Котовский уговаривал земляка — председателя Реввоенсовета СССР и военного наркома Михаила Фрунзе — разрешить ему переправиться через Днестр, чтобы выгнать румын со своей родины. Но в Москве избрали другой способ — и в 1940 году после ультиматума Кремля румынская армия за три дня без единого выстрела покинула Бессарабию. Среди историков бытует мнение, что границы Молдавской ССР Иосифу Сталину тогда помогал определить известный "волюнтарист", тогдашний руководитель Украины Никита Хрущев. Как и в истории с передачей Крыма, от перекройки границ выиграл Киев. Молдавия лишилась на юге выхода к Черному морю, на севере — Буковины, но получила в довесок территорию Приднестровья. С наступлением горбачевской перестройки здесь вспыхнули споры — как трактовать события тех лет: одни предлагали считать оккупантом бывший СССР, другие — Румынию.
Но, кроме внутренних противоречий, у темы объединения есть еще и более широкий геополитический контекст. Постановка этого вопроса неминуемо откроет "ящик Пандоры" на Балканах, которые давно называют "пороховым погребом Европы". Постоянные конфликты, переходившие иногда в войны, всегда накладывались здесь на противоборство великих держав. Таких спорных точек немало и сейчас — Северная Буковина и Южная Бессарабия, которые после перекройки Молдавии оказались в составе Украины. Еще свежи в памяти конфликты в Гагаузии и Приднестровье, которые разразились после того, как в 1990 году премьером Молдавии был избран Мирча Друк, а возглавляемый им Народный фронт на своем съезде провозгласил курс на объединение с Румынией. Да и проблема населенной венграми Трансильвании может обостриться, как только вопрос объединения окажется в повестке дня.
"Получлены" ЕС?
На мой взгляд, очевидно, что скандальное заявление Санду адресовала не молдавским гражданам, большая часть которых против объединения, не руководству Румынии, которая, безусловно, не решится на такой шаг без санкции ЕС и США. Целевая аудитория находится дальше — в Брюсселе.
В последнее время стало ясно, что политика разрыва с Россией, которую проводит Санду и ее правительство, опасно сократила поле для политического маневра, что так важно для маленьких стран, находящихся между крупными игроками.
Директор молдавского Института социологических исследований IMAS Дору Петруци, например, считает, что поддержка Санду со стороны ЕС и США заметно снизилась сразу же после прошедших осенью 2025 года парламентских выборов. "Визиты, аплодисменты извне заметно поредели, потому что после выборов уже не нужно одурманивать и обманывать избирателя", — сказал он журналистам.
В ЕС тем временем размышляют, как обойти отказ Венгрии принять в ряды объединения Украину, которая идет в пакете с Молдавией — из-за чего Кишиневу могут предложить членство с урезанными полномочиями. Как шутят сейчас молдавские политики, стать "получленами". "Брюссель напомнил: путь в ЕС — это не спринт, а медитативная прогулка в тумане. Никаких официальных переговоров, только безмятежные технические беседы, где главное — не результат, а процесс", — заметил по этому поводу лидер проевропейской Либерал-демократической партии, бывший премьер Владимир Филат (он дал старт политической карьере Санду, назначив ее министром в свой кабинет в 2012 году, а теперь жестко критикует).
"Санду и ее окружение наивно пытаются шантажировать своих западных покровителей, что могут вступить в ЕС и НАТО по немецкому сценарию — через объединение с соседней Румынией", — сказал в беседе лидер крупнейшей в Молдавии оппозиционной Партии социалистов, бывший президент республики Игорь Додон. По его словам, Санду и ее партия полностью провалили свои предвыборные обещания "дать старт хорошим временам", ввергнув страну в кризис. "Они испортили отношения не только с Россией, но, являясь ставленниками глобалистов и фонда Сороса ("Открытое общество", признан нежелательной организацией в РФ — прим. авт.), и с Дональдом Трампом — уже два года Вашингтон не назначает в Кишиневе своего посла, а МВФ прекратил финансирование республики, что подорвало доверие других кредиторов, в том числе и европейских. А теперь приостановлены и переговоры о вступлении страны в ЕС в пакете с Украиной, что поставило Санду и ее окружение в сложную ситуацию", — считает Додон.
По его мнению, политические игры на теме объединения с Румынией опасны для молдавского общества. "Они грозят обернуться эскалацией напряженности, как это уже произошло в 1992 году, когда разразились гагаузский и приднестровский конфликты. Такой вариант не устраивает не только молдавских граждан, но и западных покровителей Санду в Брюсселе, которые не желают новых проблем на Балканах. Это создаст проблемы не только с Приднестровьем и Гагаузией, которые имеют право на самоопределение, но и в самой Румынии, осложнит урегулирование конфликта на Украине. Не случайно в Брюсселе не стали реагировать на эти провокации из Кишинева, прохладно отнесся к ним и президент Румынии Никушор [Дан]", — сказал экс-президент.
Он также напомнил, что по конституции Санду больше не может быть переизбрана. "Похоже, она не прочь войти в историю как последний президент Молдавии, надеясь, что румыны наивны и на волне унионизма изберут ее главой объединенной Румынии — о чем ее окружение уже намекало публично, что вызвало раздражение в Бухаресте", — добавил Додон. Это мнение разделяет и бывший премьер Румынии Виктор Понта, по словам которого, в ЕС еще несколько лет назад обсуждались сценарии избрания президентом Румынии своих ставленников — Санду или главного европейского прокурора, румынки Лауры Кевеши. "Две возможные преемницы — это госпожа Санду и госпожа Кевеши, которые, вероятно, в 2030 году займут место Никушора Дана. Но в прошлом году они не смогли этого сделать", — сказал Понта в интервью румынскому изданию Adevarul.
Вместе с тем румынские политики, реагируя с энтузиазмом на публике на идею объединения, на самом деле относятся к ней настороженно, осознавая реальные последствия альянса с бедным государством, у которого имеются нерешенные территориальные проблемы и прямая конфронтация с российскими интересами в регионе. Большинство молдавских и румынских политологов, с которыми я обсуждал эту проблему, считают, что своим заявлением британским журналистам Санду прощупывает пределы западного терпения — насколько Евросоюз готов ускорить вступление Молдавии в число своих членов. Для этого она, похоже, сбросила "последнюю карту", которую обычно вытаскивают, когда другие варианты выглядят провальными.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Использование материала допускается при условии соблюдения правил цитирования сайта tass.ru







