Навигация потеряна? Сумеет ли Польша устоять в шторме между Трампом и ЕС

Дмитрий Буневич — о внешних и внутренних расколах польской политики
Дмитрий Буневич
Дмитрий Буневич, Советник директора Российского института стратегических исследований
14:00

Премьер-министр Польши Дональд Туск и президент Польши Кароль Навроцкий

Сегодня малые и средние страны зачастую штормит не только из-за внутренних конфликтов, но и по причине растущих день ото дня противоречий между глобальными игроками. И Польша не исключение. Так, например, недавняя инициатива президента США по созданию Совета мира, которая была прохладно встречена в ЕС и Великобритании, вызвала очередной виток напряжения между польским президентом-консерватором Каролем Навроцким и либеральным правительством во главе с Дональдом Туском.

Совет раздора

Глава государства, стремящийся выстроить особо доверительные отношения с американским лидером на основе общей идеологии, начал было рассматривать приглашение войти в Совет мира. Из офиса премьера тут же раздался недовольный окрик: президент не имеет право на принятие таких решений без согласия парламента и правительства. В итоге повисла неловкая пауза.

Поляки одновременно и разозлили своих партнеров по ЕС, и не смогли подыграть Дональду Трампу. Да и в очередной раз продемонстрировали всему миру свои внутренние противоречия. В конечном итоге польский министр финансов попытался замылить вопрос, сославшись на бедность. У Польши, мол, нет миллиарда долларов для вступления в Совет.

Этот частный эпизод ярко иллюстрирует основную проблему сегодняшней Польши — и без того хрупкий политический баланс в Варшаве может в любой момент окончательно рухнуть из-за все более очевидного трансатлантического раскола.

Неласковый теленок, Брюссель и Вашингтон

Польша все последние десятилетия традиционно считалась ключевым союзником США в Европе, выполняя роль своего рода "троянского коня" Вашингтона в ЕС. Злопыхатели, впрочем, скорее характеризовали Варшаву в качестве "американского осла" в Старом Свете. В эпоху скрытой конкуренции между Евросоюзом и Соединенными Штатами Польша использовала свою стратегическую позицию для получения внешнеполитических дивидендов, поддерживая американские интересы и одновременно участвуя в европейских структурах. Однако с обострением глобальных противоречий ситуация изменилась.

С возвращением Трампа в Белый дом конфликт между ЕС и США перешел в открытую стадию. В 2025 году вице-президент Джей Ди Вэнс в Мюнхене, а в 2026-м лично Трамп в Давосе с трибуны разнесли не только политику, но и ценности Евросоюза. Дело не ограничивается агрессивной риторикой, куда большие опасения европейцев вызывает стремление американцев установить контроль над Гренландией.

В то время как западноевропейцы пытаются оказать сопротивление амбициям Вашингтона, поляки вновь начинают юлить. Навроцкий фактически заявляет, что вопрос Гренландии является двухсторонним делом США и Дании, который Копенгаген и Вашингтон смогут решить самостоятельно. Такую позицию, разумеется, не разделяет бывший председатель Европейского совета Туск: "Дания может рассчитывать на солидарность всей Европы, в этом нет сомнения". Но ведь сомнения есть, да еще какие! И их высказывает не кто-нибудь, а глава польского государства.  

В Варшаве, безусловно, и раньше регулярно случались столкновения по вопросам о внешнеполитических приоритетах страны. Что должно стоять на первом месте: европейская солидарность или "особые отношения" с Вашингтоном? Поляки даже пытались снимать внешнеполитические сливки из своего колеблющегося положения. Проамериканские консерваторы убеждали заокеанских друзей, что они могут стать бастионом атлантизма в Европе, если Вашингтон поддержит такие амбициозные проекты, как "Инициатива трех морей" (Three Seas Initiative) — очередную инкарнацию Междуморья, а также посодействует укреплению Войска польского.

Туск и либералы, в свою очередь, доказывали в Брюсселе, что Польше нужно выделять как можно больше средств из европейских фондов и идти навстречу в миграционных вопросах, поскольку иначе она может стать во главе антибрюссельской фронды. А проевропейская Польша, напротив, станет главной опорой ЕС на восточном фланге и будет проецировать его влияние на постсоветское пространство в рамках, например, "Восточного партнерства" (The Eastern Partnership).

Эта нехитрая политика позволяла неласковому польскому теленку получать преференции как от американцев, так и от европейцев. Либералы и консерваторы из Варшавы, несмотря на всю взаимную неприязнь, смогли организовать определенное разделение труда, обеспечивающее их интересы на международной арене. Однако с переходом трансатлантического раскола в открытую фазу полякам придется делать выбор, а это означает неизбежную ссору с одним из центров силы — европейским или американским.

Три десятилетиях на коленях

О глубине происходящего раскола свидетельствует и недавняя перепалка Навроцкого и Туска в соцсетях в связи с интервью Трампа телеканалу Fox News. Президент США заявил, что союзники по НАТО во время войны в Афганистане якобы отсиживались за спинами американцев. Навроцкий, только что обсуждавший в Давосе с Трампом перспективы создания на территории Польши постоянной военной базы США, написал вполне уважительный пост с указанием, что во время миссии НАТО в Афганистане погибло "44 отважных поляка".

Туск откровенно придрался к этому сообщению президента и также публично предложил ему "встать с колен, ведь люди смотрят". Тут уже не выдержал Навроцкий, заявивший в ответ, что Туск "три десятилетия ползает на коленях от Берлина до Парижа". По словам Навроцкого, премьер "вставал на колени даже в Москве". А это, по мнению польских консерваторов, уж совсем никуда не годится.

Такая откровенно нелепая и жалкая ругань между первыми лицами государства не только повод поиронизировать над уровнем политической культуры в Польше. Она говорит о том, что поляки постепенно начинают понимать неизбежность выбора своей стороны в нарастающем противостоянии Вашингтона и Брюсселя. Ведь раньше статусные польские либералы всегда старались избегать открытой критики США. Да, они ставили Брюссель на первое место, но никогда не оспаривали важность трансатлантических связей для Варшавы. Теперь же Туск откровенно провоцирует президента, который пытается сгладить негативный эффект от слов Трампа про европейских союзников. Видимо, многоопытный польский премьер уже понимает, что конфликт США — ЕС неизбежен, и он давно определился со своей стороной.

Вопрос лишь в том, готова ли к такому развитию сама Польша, чьи политики, действительно, все последние 30 лет ползали на коленях кто в Брюсселе, а кто в Вашингтоне.

Опять в тупике

Бесконечно подчеркивая жесткий политический клинч между либеральным премьером и консервативным президентом, поляки, возможно, лишь пытаются оттянуть неизбежное. Консерваторы все еще надеются в разговорах с американскими представителями сваливать все неприятности на "проклятых либералов". А те, в свою очередь, в брюссельских кулуарах продолжают кивать на "трамписта Навроцкого". Но рано или поздно выбор делать придется. И, судя по динамике европейско-американских отношений, скорее рано.

Поляки в очередной раз в своей истории загнали себя в стратегический тупик. Выбрав главным стержнем своей политики после 1991 года борьбу с Россией, они сделали слишком большую ставку на Брюссель и Вашингтон. При этом в Варшаве не понимали, что США и ЕС реализуют в Европе собственные геополитические проекты, которые демонстрируют лишь внешне единство в рамках концепции "Трансатлантического Запада". Так, развитие конфликта вокруг Украины привело многих польских консерваторов в недоумение. Вопреки их оценкам в долгосрочной перспективе именно ЕС стал главным сторонником затягивания конфликта, в то время как США при Трампе заявили о желании достичь компромисса.

Теперь поляки закономерно стали заложниками растущей конфронтации между европейцами и американцами. По уму Польше следовало бы пересмотреть этот подход, попытаться хотя бы минимально нормализовать отношения с Россией, а заодно и пересмотреть свое взаимодействие с Великобританией, ставка на сотрудничество с которой традиционно оборачивалась для Варшавы одними разочарованиями. Это позволило бы полякам получить большую свободу маневра в треугольнике Россия — США — ЕС, а также облегчило бы взаимодействие с другими крупными игроками, такими как КНР или Индия, сотрудничество с которыми пробуксовывает.

Но это сейчас невозможно, поскольку сами поляки создали ситуацию, при которой с заявлениями о необходимости диалога с Москвой выступают только маргинальные партии, выращенные, вероятно, именно для того, чтобы на их фоне традиционные либеральные и консервативные силы смотрелись более респектабельно. Сегодня в Польше нет по-настоящему влиятельных политических сил, которые могли бы "перевернуть шахматную доску" и вывести страну из того стратегического тупика, куда либералы и консерваторы сообща ее завели. Вместо этого президенту и премьеру остается только оскорблять друг друга в соцсетях. 

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Использование материала допускается при условии соблюдения правил цитирования сайта tass.ru