Все новости

"Роза ветров" Андрея Геласимова: история России в виде книжки для подростков

МИЛЬЧИН Константин 
Литературный критик, главный редактор сайта gorky.media
Константин Мильчин рассказывает о романе, который неожиданно оказался слишком простым и понятным

В продажу поступил исторический роман Андрея Геласимова "Роза ветров", главный герой которого — покоритель Дальнего Востока лейтенант Геннадий Невельской, реальная историческая личность. Константин Мильчин рассказывает о романе, который неожиданно оказался слишком простым и понятным.

Лейтенант Невельской — задумчивый, сосредоточенный, погруженный в себя молодой офицер Российского императорского флота. Ему говорят, что его мать арестовали, — он молчит. Ему предстоит схватка с несколькими вооруженными до зубов головорезами — он молчит. Ему рассказывают секретные сведения о мировой политике — он молчит, внимательно слушает, лишнего не говорит, отвечает только тогда, когда спрашивают.

Слово — серебро, а молчание — золото. Зато в драке, в походе, в шторм, в штиль, в бою, во время эпидемии холеры, в момент, когда требуется принимать рискованные решения, когда нужно взять на себя всю ответственность, нарушить приказ не ради собственной выгоды, а ради Родины и истории, — тут Невельской будет все делать быстро и громко.

© Издательство "Городец"

За время действия романа Невельской совершит несколько подвигов, из которых главные — это, конечно, спасение великого князя Константина Николаевича от убийц в Лиссабоне и Амурская экспедиция, во время которой он первым, по крайней мере из европейцев, вошел на морском корабле в устье Амура.

Дальше — больше: Невельской учинил самоуправство и вопреки инструкциям начал захват той территории, которая сейчас называется российским Дальним Востоком, а тогда имела, скажем аккуратно, сложный статус. То есть не будь Невельского, не было бы в составе нашей страны Хабаровского и Приморского краев, Еврейской автономной области и Сахалина. В общем, персонаж достойный, важный, интересный.

И Андрей Геласимов тоже неплох. Он писатель крайне разносторонний: у него есть и исторические романы, и книги из современной жизни, и повесть о войне. Но, кажется, даже сам он не до конца осознает, что его кредо — приключенческая литература для подростков.

Честная, подобная лучшим образцам советской и мировой прозы для тинейджеров. Из тех, что выходили в библиотеке "Мира приключений", как то "Тайна двух океанов", "Таинственный остров", "Пятнадцатилетний капитан", "Капитанская дочка".

И не стоит забывать о награде: пока ты убиваешь разбойников, терпишь придирки начальства, рискуешь умереть от холеры, присоединяешь к империи будущую родину Ильи Лагутенко и Вики Цыгановой, в Санкт-Петербурге Институт благородных девиц растит для тебя самую благородную

Коллеги-критики успели пожурить роман Геласимова за некоторую старомодность. Так и не ради вас же пишется, не ради взрослых, хитрых, сформировавшихся, которым нужны постмодернистские шутки, ужимки и прыжки. Пишется ради юношества, а юношеству нужно просвещение и наставление.

У Геласимова все понятно и правильно. Береги честь смолоду и держи ноги подальше от холода. Будь всегда честен, не говори лишнего, люби родителей, императора и Родину. Солнце встает на востоке, а садится на западе. Кругом враги, держи порох сухим. Полубак — возвышение корпуса над верхней палубой носа корабля, а Фаддей Беллинсгаузен — российский мореплаватель и адмирал. Прочитал книгу, поступил в морское училище, стал нахимовцем. 

И не стоит забывать о награде: пока ты убиваешь разбойников, терпишь придирки начальства, рискуешь умереть от холеры, присоединяешь к империи будущую родину Ильи Лагутенко и Вики Цыгановой, в Санкт-Петербурге Институт благородных девиц растит для тебя самую благородную.

Хотят ли в реальности юноши такой прямолинейности — непонятно. С другой стороны, текст тоже не так уж прост. Многие важные события, причем вроде бы самые эффектные, к примеру драки или сражения, в романе не описаны или описаны недостаточно подробно. Пусть читатель сам додумывает.

Или вот Невельской — вроде бы идеальный офицер. Но у него сложные взаимоотношения с окружающим миром, он замкнутый, почти аутичный, и из-за этого, с одной стороны, не боится драться против всего мира, а с другой — выглядит хрупким. У него задатки героя-аутсайдера, а значит, с ним легко смогут себя ассоциировать не самые удачливые читатели, что важно как раз для подростковой прозы.

Наконец, в мире бесконечного, зашкаливающего, запредельного постмодернизма, где все перемешалось, старорежимный, немного наивный и местами простодушный роман, рукопись, которую порой, кажется, вычитывал и редактировал сам сэр Вальтер Скотт, выглядит небывалым нонконформизмом и вызовом всему человечеству. Главное, чтобы таких текстов было не очень много. 

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Цитирование разрешено со ссылкой на tass.ru