Возвращение в Камрань. Почему Россия может вернуться в бухту, но не в прежнем формате

Гвардейский ракетный крейсер "Варяг" в порту Камрань
В последние годы в условиях усилившихся противоречий в отношениях между Россией и Западом российские СМИ периодически вспоминают о возможном восстановлении военного присутствия России на военно-морской базе Камрань в Центральном Вьетнаме. Эту тему стали обсуждать активнее, когда в начале июня в порт Камрань провинции Кханьхоа, где раньше располагалась одноименная база, зашла эскадра боевых кораблей Тихоокеанского флота (ТОФ) в составе больших противолодочных кораблей (БПЛ) "Адмирал Трибуц", "Адмирал Виноградов" и среднего морского танкера "Печенга", выполнявшая задачи дальнего похода в Мировом океане.
Эскадра простояла три дня, затем покинула порт, а новостные издания и блогосфера еще долго бурно дискутировали о возвращении России в Камрань.
Похожая ситуация была в октябре 2016 года, когда статс-секретарь — заместитель министра обороны РФ Николай Панков заявил о намерении российской стороны изучить возможности возобновления деятельности базы Камрань на территории Вьетнама для поддержки операций ТОФ, а также восстановления работы центра радиолокационной разведки Лурдес на Кубе.
Тогда заявление генерала Панкова прозвучало резко на фоне обострившейся риторики между Пентагоном и российским военным ведомством.
Новость о намерении изучить возможности возвращения российского военного контингента во Вьетнам и на Кубу была подхвачена большинством российских и иностранных СМИ.
При этом сами бывшие союзники Москвы по соцлагерю — Ханой и Гавана к обозначенным перспективам отнеслись настороженно.
Как заявил департамент информации и печати МИД Социалистической Республики Вьетнам (СРВ), отношения стратегического партнерства Вьетнама и России стремительно развиваются, однако речи о возвращении российской армии на военно-морскую базу Камрань не идет.
Читайте также
Лавров: РФ и Вьетнам продолжат отстаивать принципы справедливости на международной арене

Такова была официальная реакция Ханоя на публикации российских СМИ.
В МИД СРВ напомнили, что Вьетнам последовательно проводит свободный, мирный и открытый внешнеполитический курс, основанный на диверсификации и многовекторности международных связей.
При этом, как уже неоднократно заявлялось, Ханой четко придерживается политики "трех нет".
"Мы не присоединяемся к международным военным альянсам, не встаем на сторону одного государства в конфликте против другого и не позволяем никаким странам размещать военные базы на своей территории", — подчеркнул официальный представитель внешнеполитического ведомства СРВ.
Камрань: история базы
Российская история базы началась в 1979 году, когда через два месяца после окончания вьетнамо-китайского конфликта СССР и Вьетнам подписали соглашение об использовании порта Камрань в центральной вьетнамской провинции Кханьхоа как пункта материально-технического обеспечения советского Военно-морского флота сроком на 25 лет.

Во время Вьетнамской войны (1964–1975) Камрань, относившаяся к территории Южного Вьетнама, была крупной тыловой базой войск США. После агрессии Пекина в 1979 году Ханой согласился передать этот объект СССР. Иными словами, соглашение с Советским Союзом позволило Вьетнаму получить инструмент сдерживания Китая.
Читайте также
Минобороны РФ готово помочь Вьетнаму с подготовкой военных кадров

К середине 1980-х годов в Камрани была создана крупнейшая база советского ВМФ за рубежом, занимавшая площадь более 100 кв. км. Камрань стала пунктом базирования 17-й оперативной эскадры ТОФ.
По договору на базе одновременно могли находиться восемь-десять советских надводных кораблей, четыре-восемь подводных лодок с плавбазой и до шести других судов.
Также разрешалось одновременное пребывание на аэродроме 14−16 самолетов-ракетоносцев, шести-девяти самолетов-разведчиков и двух-трех транспортных бортов. Наличие такого количества полноценных боевых кораблей и единиц авиации позволяло Тихоокеанскому флоту контролировать юго-западную часть Тихого и весь Индийский океан.
Не сдается в аренду
В эпоху холодной войны военная база СССР в бухте Камрань представляла собой крупнейший военный опорный пункт соцблока в Азиатско-Тихоокеанском регионе, противостоявший двум американским военным базам на Филиппинах — Субик-Бей и Кларк-Филд.
Начиная с 1989 года на фоне менявшейся расстановки сил в мире началось поэтапное сокращение нашего военного присутствия в Камрани.
К началу 1990-х размещенный на базе воинский контингент был численно уменьшен, военные корабли и боевая авиация частично выведены, а бо́льшая часть сооружений перешла в постоянное пользование Вьетнама.
Срок действия подписанного в 1979 году между СССР и СРВ соглашения о безвозмездном использовании Москвой военного объекта в бухте Камрань и продленного в 1993 году по взаимной заинтересованности сторон истекал в 2004 году.
Читайте также
Дипломаты РФ и АСЕАН обсудили ситуацию на Корейском полуострове и в Южно-Китайском море

Однако в 2001 году Россия заявила о намерении отказаться от использования объекта в Камрани. Руководство страны приняло решение о выводе с базы российского контингента, оценив, насколько с политической, военной и финансовой точек зрения будет целесообразно там дальнейшее присутствие российского ВМФ.
Москва пришла к выводу, что на тот момент для нашей страны Камрань полностью выполнила свое предназначение как форма сотрудничества в военной области с СРВ.
Вьетнам поддержал это решение и подтвердил, что оно полностью соответствует двусторонним договоренностям. При этом официальный Ханой сразу послал четкий сигнал тем, кто рассчитывал занять освобождавшееся место России. Вьетнам заявил, что не намерен сдавать Камрань в аренду какой-либо другой стране, а станет самостоятельно распоряжаться ею, используя потенциал этого объекта для решения насущных социально-экономических задач.
Ни Китаю, ни США
Ханой свое обещание сдержал.
Летом 2012 года в Камрань приехала делегация Пентагона во главе с тогдашним начальником военного ведомства США Леоном Панеттой. Американские СМИ сообщали тогда, что ему якобы удалось достичь успехов в переговорах с руководством Вьетнама об аренде некоторых военно-технических объектов Камрани с перспективой адаптации их под военные нужды США.

На самом же деле в Ханое Леону Панетте вежливо напомнили, что Вьетнам четко придерживается заявленного сразу же после вывода с базы российского контингента намерения использовать Камрань самостоятельно для нужд развития страны.
Читайте также
Пентагон на фоне заявлений КНР сообщил, что США продолжат операции в Южно-Китайском море

Камрань — весьма лакомый кусок не только для США.
После окончательного ухода русских с арендуемой ими более двух десятилетий Камрани Пекин пытался уговорить Ханой сдать ее в аренду, предложив $1 млрд инвестиций во вьетнамскую экономику лишь за согласие и потом еще по $500 млн в качестве платы за каждый год аренды.
Но это вряд ли возможно: если учесть напряженную ситуацию в Южно-Китайском море, на Парасельские острова и архипелаг Спратли которого претендует ряд стран региона, в том числе Вьетнам и Китай, Ханой не согласится на присутствие у себя в тылу китайского флота.
В статусе курорта
Сегодня Камрань усилиями властей СРВ постепенно превращается в крупнейший во Вьетнаме развлекательно-туристический центр. Военный аэродром бывшей российской базы уже перепрофилирован для этого. В 2004 году аэропорт Камрань был введен в коммерческую эксплуатацию, а пять лет спустя он получил статус международного.
Читайте также
Вьетнам делает ставку на гастрономические туры

На некогда закрытый полуостров теперь пришли гостиничные сети ведущих мировых брендов. Здесь ежегодно отдыхают сотни тысяч иностранных туристов, в том числе и порядка 400 тыс. россиян.
Сейчас Камрань ежедневно принимает десятки рейсов со всей страны и из-за рубежа. О военном прошлом этого объекта теперь напоминает лишь находящийся в непосредственной близости от аэропорта Мемориал в память о российских и вьетнамских военнослужащих, павших за мир и стабильность в регионе.

В настоящее время в заливе Камрань открыт международный коммерческий морской порт, который принимает все без исключения иностранные суда, в том числе и военные.
Возвращение
В свою очередь, и Россия сдержала свое слово. Вывод воинского контингента с Камрани нисколько не означает ослабление интереса к Вьетнаму. По-прежнему наши страны продолжают взаимодействие, в том числе в военной и военно-технической сфере.
Значит ли это, что российские военные вернутся в Кармань? В том виде, как это было раньше, — однозначно нет. В то же время наше сотрудничество с Вьетнамом, связанное с Камранью, приобрело в последние годы новые составляющие и сегодня идет весьма успешно
В 2013 году Ханой и Москва подписали соглашение о создании совместной базы для обслуживания и ремонта подводных лодок в Камрани. Спустя ровно год Россия и Вьетнам подписали межправительственное соглашение об упрощенном порядке захода российских боевых кораблей и судов во вьетнамский порт Камрань.
Документ устанавливает так называемый согласительный порядок захода российских кораблей и судов в Камрань, когда для этого требуется лишь уведомление портовых властей подошедшим к территориальным водам Вьетнама российским кораблем, несущим службу в Мировом океане.
На данный момент, по мнению военных специалистов, России вполне достаточно свободного захода в Камрань. Это значительно упрощает выполнение текущих задач стратегической авиации и кораблям боевой службы ТОФ.
Несмотря на то что теперь о полуострове Камрань все чаще говорят как о восходящей звезде мирового курортного отдыха, военная составляющая этого особого района Вьетнама полностью не исчезла.

Совместно с усилиями России в последние годы в Камрани был заново создан пункт базирования подводных лодок, где сейчас находятся шесть подлодок российского производства "Варшавянка", построенных в соответствии с контрактом Минобороны Вьетнама и Рособоронэкспорта для вьетнамских ВМС.
Читайте также
"Роснефть" приступила к бурению эксплуатационной скважины на шельфе Вьетнама

Россия и Вьетнам успешно взаимодействуют в обслуживании этой современной техники и в подготовке экипажей вьетнамских подводников.
После ухода с базы в 2002 году и последовавшего потом некоторого перерыва теперь наши корабли снова регулярно заходят в Камрань.
В личной беседе командир отряда боевых кораблей ТОФ, побывавшего в Камрани в начале июня этого года, капитан 1 ранга Олег Королев признался, что заход в этот порт всегда знаковое событие для российского военного флота.
"Камрань уже почти четыре десятилетия является тем местом, которое объединяет военно-морские силы России и Вьетнама. С 2002 года произошел разворот на 180 градусов, и регулярные теперь визиты в порты Вьетнама российских военных кораблей — подтверждение тому, что у нас далеко идущие планы и что Вьетнам — по-прежнему наш стратегический союзник".
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Использование материала допускается при условии соблюдения правил цитирования сайта tass.ru



