Еще пару лет назад огромная по масштабам территория к востоку от Каира была голой пустыней. Сегодня это место, скорее, похоже на большой муравейник. Тут полным ходом возводят новую административную столицу Египта. Тысячи рабочих и инженеров, неимоверное количество техники, растущие как грибы, здания и заводы, коммуникации, десятки и десятки километров дорог — будущий мегаполис постепенно обретает свои черты, готовясь стать самым современным и технологичным городом Страны пирамид.
Идея создания новой столицы Египта была предложена еще несколько десятилетий назад — в эпоху президента Анвара Садата, однако тогда она так и не реализовалась. О ней вспомнили во времена Хосни Мубарака, но опять же все осталось на уровне планов и бумаг.
Проект Нового Каира, который должен будет соперничать с самыми лучшими бизнес-центрами мира и отчасти разгрузить перенаселенный Каир, официально стартовал в марте 2015 года, после подписания контракта в рамках проходившей в Шарм-эш-Шейхе Международной экономической конференции.
Предполагалось, что инвестициями займутся застройщики из ОАЭ, однако соглашение с ними так и не было оформлено из-за разногласий с правительством Египта по поводу механизма финансирования и доли государства в нем. Позднее было создано акционерное общество совместно с вооруженными силами АРЕ и Управлением новых городских общин (NUCA), а к большой стройке подключились китайские компании. Всего в его реализации сейчас участвуют порядка 400 подрядчиков с 200 тысячами рабочих.
Расположение
Второй "Дубай", возведение которого оценивается в $45 млрд, расположился на площади 700 кв. км к востоку от нынешней столицы за окружной автодорогой — в 50 км от дороги и посередине между логистической и промышленной зоной Суэцкого канала и Каиром. Чистая площадь запланирована 450 кв. км, остальное, согласно проекту, заберут развязки, автомагистрали, железные дороги. Только сеть автодорог составит 250 км, а Каир будет связан с административной столицей железной дорогой от международного столичного аэропорта, удаленного на 42 км. Появится и свой аэропорт, который расположится на 33 кв. км, а также крупнейший на Ближнем Востоке тематический парк развлечений.
Там же вырастут отели-небоскребы на 40 тыс. номеров и 25 жилых кварталов. Кроме того, порядка 90 кв. км отводится под поля, где будут установлены панели по выработке солнечной энергии. Более того, 70% крыш жилых зданий будут покрыты солнечными энергоблоками, что позволит административной столице жить практически автономно.
Власти планируют, что реализация этого проекта позволит переселить из столицы от шести до восьми миллионов человек, при этом большую часть "жильцов" составят чиновники: во "втором Дубае" отстроят комплекс правительственных учреждений, парламентский и президентский дворцы, а также дипломатический квартал, десятки бизнес-комплексов, где разместится Центральный банк и медицинские центры.
Инфраструктура
По официальным данным, к настоящему моменту в новой столице завершается строительство зданий и инфраструктуры на площади почти 170 кв. км общей стоимостью более $11 млрд. Как заявлял ранее заместитель министра жилищного хозяйства и городских поселений по вопросам национальных проектов Халед Аббас, ее официальная инаугурация намечена на 2020 год.
По некоторым оценкам, до того момента, как будущий мегаполис можно будет назвать полностью завершенным, потребуется около 50 лет. Однако именно сейчас, как полагают эксперты, чтобы он смог нормально функционировать и просто выжить, властям надо кардинально решать ряд сложных проблем. Одной из них является снабжение его водой.
Реалии Египта таковы, что 80% населения страны живет вдоль Нила, при этом почти пятая часть только в Каире. Лишь 5% территории страны пригодны для жилья, на остальной части безраздельно правит пустыня. Площадка для строительства нового города выбрана в определенной близости от Красного моря, и такое расположение может потребовать строительства дорогостоящих опреснительных установок. Ряд экономистов полагает, что питать город водой из Нила, которой и так с трудом хватает другим регионам страны, будет крайне проблематично, а мощности 160 тысяч кубических метров строящейся сейчас в районе Айн-Сохны станции будет недостаточно в долгосрочной перспективе.
Кроме того, немаловажным аспектом является развитие транспортной инфраструктуры. В окрестностях Каира стоит немало спутников, которые также задумывались как места, которые заберут себе население перегруженной столицы. Но многие их уже отстроенные районы, на возведение которых были потрачены огромные средства, так и остались незаселенными. Причина нежелания людей ехать туда кроется исключительно в отсутствии нормального сообщения и надлежащего общественного транспорта.
С приставкой "самое большое"
Египетские СМИ и чиновники, говоря о "городе мечты", уже привычно заявляют, что многое из того, что там планируется построить, будет самым большим, высоким и первым в своем роде в регионе. Так, в настоящее время там по соседству с правительственным кварталом строятся крупнейшие культовые сооружения на территории страны — христианский собор и мусульманская мечеть, рядом с которыми разместится и Общенациональный культурный центр.
Будет там и самый длинный небоскреб на Африканском континенте. Башня-великан высотой 345 метров войдет в деловой центр стоимостью более $3 млрд. Крупнейший на Ближнем Востоке тематический парк развлечений появится на участке площадью 8 кв. км.
Ради удобства и комфорта будущих обитателей города на площади в 25 кв. км будет разбит парк-оазис, в котором появится собственная "Грин-Ривер" протяженностью 35 км. Возведут здесь судебный комплекс, образовательный район с шестью зарубежными университетами, несколькими национальными вузами и 16 международными школами. Всего там построят 1250 мечетей и церквей, конференц-центр на 5000 мест, порядка 600 медицинских учреждений.
Город для чиновников и состоятельных жителей
Цель проекта в том, чтобы разгрузить задыхающийся от громадных пробок, перенаселенности, удушающей копоти и пыли изначально рассчитанный на 6 млн человек Каир, где сейчас проживает порядка 18 млн.
Правительство уже начало подготовку к масштабному переезду в административную столицу. Точной даты "великого переселения" министерств и ведомств пока нет, однако, как рассчитывают власти, получить ключи от первых офисов и кабинетов чиновники смогут уже к середине следующего года. Возводящийся сейчас правительственный комплекс компактно разместился на площади 5 кв. км и включает в себя 36 многоэтажных зданий. Помимо самого правительства, туда также будет переведена и Палата представителей (парламент).
Сейчас большинство министерств и госучреждений разбросаны по разным уголкам Каира, что превращает походы по ним в сущую нервотрепку и отнимает уйму времени, когда ради получения необходимых документов требуется посетить не одну инстанцию. На новом месте прописки они будут находиться в шаговой доступности друг от друга. Более того, власти обещают упростить процедуры и значительно сократить сроки оформления заветных бумажек посредством внедрения полностью цифровой и взаимосвязанной системы обработки документов.
Конечно, полностью разгрузить Каир на данном этапе вряд ли получится, поскольку этот процесс, учитывая местные реалии, может затянуться на несколько лет.
Будущий мегаполис, который принято величать Новым Каиром (хотя такой район уже есть в пригороде главного города страны), пока не имеет не только названия. Постоянных жителей тоже. Первая волна заселения ожидается к концу 2018 года, и уже сейчас там можно забронировать жилье.
Многие в Стране пирамид считают, что административная столица станет местом обитания только для состоятельных. Противники проекта полагают, что для миллионов египтян, которые проживают в опасных и непригодных для жизни трущобах, переселение туда окажется не по карману. В свою защиту власти ранее неоднократно заявляли, что строят в нем и социальное жилье, а поселиться там смогут все желающие, без исключения.
Станет ли новый Каир альтернативой старому, покажет время. В любом случае, грандиозный и дорогостоящий проект не призван заменить действующую столицу, но должен взять на себя исключительно ее административные функции.
Впрочем, если не решить все инфраструктурные проблемы, мегаполис может повторить судьбу городов-призраков, оказавшихся никому не нужными, и не только не облегчит жизнь исторической столицы, но и раздавит тяжелым бременем ее жителей и бюджет страны.