8 ноября 2018, 06:00
Мнение

"Девушка, которая застряла в паутине": новое лицо Лисбет Саландер

Продолжение франшизы о гениальном и нелюдимом хакере

Уругвайский режиссер Федерико Альварес предлагает новый взгляд на известную всем детективную историю. Получилось глуповато, но обаятельно.

Гениальный хакер-социопат Лисбет Саландер (Клер Фой) запутывается в сети интриг мирового масштаба. К ней обращается ученый Франс Болдер с просьбой украсть написанную им программу у американцев. Она соглашается и с легкостью выполняет задание, чем навлекает на себя гнев не только США, но и некоей преступной группировки, которая нападает на нее и забирает программу себе. Лисбет намерена вернуть украденное и обращается за помощью к своему старому знакомому, журналисту Микаэлю Блумквисту, тоскующему без дела. Всей этой историей вдобавок заинтересовывается шведское правительство, а ее разгадка кроется в прошлом, которое, судя по всему, не отпустит Лисбет никогда.

Американцы после "Девушки с татуировкой дракона" Дэвида Финчера решили перескочить через две книги серии "Миллениум", созданной Стигом Ларссоном, и сразу же экранизировать "Девушку, которая застряла в паутине", написанную уже после смерти писателя Давидом Лагеркранцом. Из-за этого фильм берет совершенно другой вектор и в стилистическом, и в идеологическом плане.

Талантливый хакер из серой многоэтажки превращается в настоящую мстительницу и защитницу униженных и оскорбленных женщин в модных апартаментах.  Это "хобби" Саландер начинает играть совершенно новыми красками в эпоху движения Me too, но в данном случае выглядит скорее эксплуатацией темы, чем стоящим высказыванием на этот счет.

Финчеровский фильм был вдумчивым триллером с сильной детективной линией. Режиссер со свойственной ему тщательностью представлял главных действующих лиц и мир шведского истеблишмента со скелетами в шкафах, покрытых метровым слоем снега. В свою очередь уругваец Федерико Альварес, автор триллера "Не дыши", не разменивается на долгие интродукции, предполагая, что зритель уже знает, что к чему. Он прыгает с места в карьер и создает прежде всего зрелищное кино.

Конечно, тайна здесь тоже есть, но весьма условная, и разгадку ее доверяют Микаэлю Блумквисту, который, к сожалению, выглядит лишним и беспомощным. По иронии, в продолжении серии "Миллениум", названной в честь журнала, в котором работает Блумквист, для журналистики не осталось места. Поэтому вечный спутник Лисбет Саландер в исполнении  шведского актера Сверрира Гуднасона (Борг в "Борг/Макинрой") выглядит как рудимент, который оставили исключительно для того, чтобы поддержать тлеющий на безжалостном ветру любовный сюжет.

Непросто приходится и Клер Фой, звезде сериала "Корона", убедительно доказавшей свою разносторонность в "Не в себе" Содерберга и "Человеке на Луне" Дэмиена Шазелла. Здесь же драматическому диапазону актрисы негде развернуться, так как она слишком занята погоней за плохими парнями. Саландер в данном случае выступает как функция, а не полноценный персонаж.

"Девушка, которая застряла в паутине" — бесстыдное жанровое кино со всеми атрибутами, присущими скандинавскому триллеру, с вечной зимой, полумраком и извращенцами на каждом углу

Альварес плюет на правдоподобность и делает упор на визуальную часть и экшен. Все компьютеры взламываются с полпинка, герои совершают одну дурацкую ошибку за другой, чтобы подтолкнуть действие, а пафос расцветает пышным цветом. Но такие фильмы и не делают для правдоподобности, их делают, чтобы было красиво. Да, это guilty pleasure, но очень притягательное, а иногда этого достаточно.