Мода — цикличное понятие, и каждые 25 лет при смене поколений она обязательно возвращается к цитатам прошлого.
25 лет всегда равно одному поколению. К 20−25 годам многие, как правило, женятся или выходят замуж, создают семью, начинают вспоминать уже с теплотой и радостью, возможно, с ностальгией тот стиль, который они в детстве не могли знать, но который имеет отношение к молодости их родителей.
Конечно, речь идет не только и не столько о потребителях, сколько о дизайнерах, создателях новой моды. Мода ведь рождается все-таки не на улице, хотя сама эпоха, в которой творят художники, во многом определяет идеи и замыслы авторов.
Ориентация на 1990-е вернула интерес к марке Versace, которая казалась, между прочим, одно время вульгарной и невозможной к употреблению.
Не так давно модный дом был даже перепродан за огромную сумму. В этом смысле происходит монетизация ностальгии. И это естественно. Так и должно быть.
Еще десять лет назад мы считали это время периодом страшного упадка. И говорили: "Не дай бог вернуться в лихие 90-е". Но спустя 20 лет мы скучаем. Причем не только по стилистике 1990-х, но и по концу 1980-х, своего рода эпохе гламура.
А в современной моде как раз гламура очень сильно недостает. Ведь последние пять лет в моде царит нищета и бедность. Употребление рваных джинсов, вытянутых маек, одежды с пятнами и катышками есть не что иное, как стилизация бедности. И ведь люди готовы отдавать довольно крупные суммы за то, чтобы ходить с полуобнаженными ногами в задраных джинсах. Это никого не смущает. И многие даже говорят: "Как это прекрасно. Я вся в татушках и вся рваненькая".
Это особенный стиль — стиль беженца. Но и он может поднадоесть. Альтернативой, недорогой по сути, является стилизация гламура конца 1980-х — начала 1990-х. Поэтому и вернулись парча, блестки, бисер, стразики. Особенно в вечерние наряды.
А поскольку скоро Рождество и Новый год, и надо думать о каком-то ярком и красочном наряде, вернулись и подкладные плечи, и широкие пояса повсеместно, обувь на конусообразном каблуке и довольно высокие прически, которые держатся с помощью лака.
Вернулся также боевой грим в макияже. Очень яркие тени, например, являются символом 1990-х.
Увы, ничего другого из прошлого нам уже не ведомо. У человечества очень короткая память. Мы не можем вернуться в 1950-е годы. Для этого надо иметь тонкие талии. А их в наличии сейчас нет. Женщина должна быть миниатюрной. Таких тоже нет. Обувь должна быть 36-го размера. А сейчас востребованный размер обуви для девушек — 42. А у подростков — 46−48.
Очень сильно изменилась фигура. В связи с акселерацией. Все, что мы едим, снабжено гормонами роста — от овощей и фруктов до мяса и рыбы.
Все-таки мы сейчас разбалованы едой, и поэтому сейчас очень много полных людей. А мода, которая была в 1990-е, не на облегание.
И, естественно, мы не можем вернуться в 1930-е годы. Это совершенно другая эстетика. Эпоха сложных причесок и сложных шляп, приталенного силуэта. А мы живем другими скоростями.
Мы живем в более динамическом мире. И это требует довольно удобной одежды. Для всех, кто "автоледи" или "самолет-леди". Это касается и тех, кто предпочитает приехать на работу на велосипеде или на самокате.
Поэтому из всех прошлых эпох 1990-е — это достаточно нам близкая и понятная мода. Куда выведет нас эта кривая? Сначала — на ностальгию и цитаты из 2000-х Европы, потом — в исламизацию во всем мире, в моду на чадру, паранджу, и особенно на головной платок. Который уже, между прочим, популярен, как и борода у мужчин.
И это, разумеется, связано не только со стилем "канадский лесоруб", но и с исламизмом.
И в этом смысле, мода — всего лишь зеркало истории. Ее никто не сочиняет. Она только отражает то, что нас окружает.
Резкий скачок произойдет около 2020 года. Интерес, который мы сейчас питаем к 90-м годам, даст нам определенный довольно яркий виток через полтора года. А затем пойдет на спад. Но борода никуда не уйдет. Она будет носиться еще лет 15. И платки столько же. Увеличится длина юбок. Уже сейчас есть тенденция закрывать ноги. Особенно в Европе. Женщины боятся открываться. А вот почему — тема для другой колонки.
Выставка "Гламур 80-х" Александра Васильева проходит на ВДНХ в павильоне истории и моды (№ 16)