Новая часть "Фантастических тварей": гастроли Болливуда в магическом мире
Тамара Ходова — о том, почему Роулинг слишком увлекается семейными узами, но это уже не столь важно
Название второй части пятисерийной франшизы "Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда" изначально вводит в заблуждение — Грин-де-Вальда в исполнении Джонни Деппа здесь практически нет, хотя фантастические твари на месте. Джоан Роулинг, ответственная за сценарий, делает большую ставку на фанатов — предполагается, что мы должны помнить подробности о героях новой вселенной так же хорошо, как и о знаменитой троице. Поэтому перед просмотром лучше тщательно проштудировать первую часть, так как именно на ее персонажах будет строиться весь последующий сюжет.
Обскури (Эзра Миллер), в котором был так заинтересован Грин-де-Вальд (Джони Депп), не умирает, а сбегает в Париж. Его ищут все, а он ищет свою семью. И не только он. В фильме оказывается столько подробностей о генеалогии героев, что самые смелые творения Болливуда по сравнению с ним выглядят бледно и неубедительно. Отслеживание сюжетных поворотов превращается в настоящий микроменеджмент, и под конец уже перестаешь понимать, кто кому приходится и зачем тебе об этом знать. У писательницы настоящая фиксация на этой теме — у всех ее персонажей серьезные проблемы с родителями.
С первых же кадров картина погружает в до боли знакомый и невероятно красиво исполненный мир, в котором действительно ощущается магия
Дэвид Йейтс, набивший руку на последних четырех частях "Гарри Поттера" и первых "Фантастических тварях", уже точно знает, на какие ностальгические точки надавить, где лучше показать пузатого Нюхлера, чтобы умилить, и вообще сделать так, чтобы было хорошо.
Йейтс — крепкий хозяйственник, у него нет выраженного режиссерского стиля, но этого как раз здесь и не требуется. Ему нужно правильно воспроизвести атмосферу волшебной вселенной, и в данном случае фильм стилистически даже больше напоминает оригинальные серии "Гарри Поттера", нежели первую часть новой франшизы, хотя, к счастью, не так мрачен. Герои из Нью-Йорка возвращаются в более привычную Европу со знакомыми пространствами Министерств магии, секретных аллей и Хогвартса.
Знаком не только антураж, но и сама история. Роулинг, по сути, использует одни и те же сюжетные лекала, меняя лишь экстерьер: объектом интереса разных магических сил вновь оказывается бедный сирота, который жаждет узнать о своих родителях; миру противостоит могущественный волшебник, пропагандирующий геноцид; изрядно помолодевший и похорошевший Дамблдор (Джуд Лоу) снова знает больше всех, но ничего не рассказывает. После "Молодого папы" Лоу не привыкать изображать загадочных и притягательных персонажей.
С его же оппонентом и главным злодеем фильма, в принципе, все понятно — Джонни Депп в стим-панк-обмундировании вопреки обыкновению играет его сдержанно, почти скупо. Если у Волан-де-Морта есть оригинальная история, то в случае с Грин-де-Вальдом аллюзия на Гитлера очевидна. Он призывает своих сторонников убивать маглов, но не всех, так как часть из них сойдет в качестве слуг, и разрабатывает свою ядерную программу в лице Обскури. Роулинг развивает события магического мира практически параллельно с реальной историей — решающая битва Дамблдора и Грин-де-Вальда, на которой завершится последний, пятый, фильм, пройдет именно в 1945 году.
Понятное дело — какие бы недостатки ни были у фильма, его все равно все посмотрят. Так же как все посмотрели все три части "Хоббита" и будут смотреть все новые и новые фильмы по "Звездным войнам", потому что сюжет уже не столь важен. Главное — это теплое чувство уюта и комфорта, которое возникает у нас, когда мы приходим на картины про уже знакомые нам киновселенные. Нужно лишь подбрасывать топливо в огонь, а на это у Роулинг задора точно хватит.