Правительство России 6 ноября опубликовало постановление, которое вводит обязательные правила идентификации пользователей мессенджеров. Давайте разберемся, зачем это нужно.
Я и моя многочисленная семья живем в Подмосковье. Сегодняшнее Подмосковье — это хорошо развитый регион, жителям которого доступны блага крупной городской агломерации. Основное из них — доступность, удобство и разнообразие потребления. Для того чтобы обеспечить свою семью продуктами питания, мне достаточно по дороге с работы домой заехать в гипермаркет и купить все необходимое. Такая закупка сэкономит и время, и деньги. Тем не менее я и моя семья предпочитаем покупать продукты на небольшом фермерском рынке рядом с домом. Все дело — в доверии.
На нашем маленьком рынке я знаю в лицо каждого продавца. Я уверен, что ни один из них сегодня не продаст мне испорченный товар — по той простой причине, что завтра он должен будет посмотреть мне в глаза. Между нами существует личный контакт. При каждой покупке мне понятна мотивация продавца, а ему — моя.
Сегодня все труднее найти человека, который бы не пользовался хотя бы одним из мессенджеров. Последние данные говорят, что 93% владельцев смартфонов активно используют различные сервисы обмена сообщениями. Мессенджер — это зона приватного общения, где однако вас могут найти незнакомые люди и вступить с вами с диалог. И для каждого из нас в момент такого диалога важно понимать, кто на самом деле общается с нами "на другом конце линии".
Кроме того, мессенджер — средство общения, которое по своему функционалу дублирует услуги традиционных операторов связи, но технически существует "поверх" их инфраструктуры.
В условиях, когда мессенджеры доступны для анонимной регистрации абонентов, они становятся благоприятной средой для различных неприятных и небезопасных явлений — назойливых рекламных рассылок (спама), массового распространения недостоверной информации, разного рода мошенничества. Анонимность в общении, которую допускают мессенджеры, затрудняет деятельность правоохранительных органов при расследовании преступлений.
Раньше для подключения к мессенджеру было достаточно скачать приложение на смартфон и авторизоваться с помощью полученного sms-кода. Таким образом, пользователь мог использовать при регистрации в мессенджере любой доступный мобильный номер, в том числе зарегистрированный на иное лицо.
Сейчас мессенджеры просят разрешение на доступ к вашей записной книжке. Открывая приложению доступ к контактам, вы разрешаете идентифицировать, кто из вашего списка контактов им пользуется. Таким образом, просто присутствуя в записной книжке чьего-то смартфона, вы уже идентифицированы администрацией мессенджера, хотите вы того или нет. При этом владелец мессенджера фактически не несет ответственности за безопасность ваших личных данных и передаваемый пользователями контент.
С новыми правилами процедура идентификации несколько изменяется:
- Пользователь должен будет предоставить администратору мессенджера свой абонентский номер.
- Полученная информация об абоненте должна быть проверена администратором мессенджера у оператора связи, которым пользуется абонент (пользователи изначально идентифицируются операторами связи, т. е. удостоверяют свою личность, предъявив паспорт). Вся процедура занимает по времени не более 20 минут.
- Если номер не будет обнаружен или оператор не ответит, то мессенджер не зарегистрирует пользователя.
- После регистрации каждый пользователь получит уникальный код для идентификации в мессенджере.
- Эти данные мессенджер передаст оператору, и тот должен будет внести их в свою базу, указав, в каком именно приложении общается клиент.
- Новые правила сохраняют право пользователя на тайну переписки. И в процессе общения запрашиваются только те сведения, которые необходимы для идентификации.
Это сообщение пользователям: мы создаем коммуникационную среду, основанную на доверии. И делаем это вместе.