Цена билета. Зачем Марокко высокоскоростные поезда?

Король Мухаммед VI и президент Франции Эммануэль Макрон на церемонии скоростного поезда в Танжере, 15 ноября 2018 года
В Марокко открылась высокоскоростная железнодорожная магистраль. Она соединила два крупных экономических центра — главный город севера страны Танжер и финансовую столицу Касабланку. Отныне расстояние между ними можно преодолеть всего за 2 часа 10 минут вместо прежних 4 часов 45 минут. При этом большую часть пути состав сможет ехать со скоростью 320 км/ч. Но не все в Марокко с восторгом восприняли событие.
Церемонию запуска поезда в Танжере открыли король Мухаммед VI и президент Франции Эмманюэль Макрон. Они и стали первыми пассажирами — съездили на поезде в административную столицу Марокко — Рабат.
Многие в Марокко называют начало работы магистрали "знаковым, историческим событием, подчеркивающим эффективность экономического курса страны, а также тесный характер сотрудничества между Рабатом и Парижем".
Бурак
Предполагается, что открытый участок железной дороги станет в недалеком будущем частью разветвленной транспортной сети, которая соединит не только все крупнейшие города королевства, но и, быть может, распространится на регион Арабского Магриба.
Читайте также
Последний бастион. Как Марокко решает вопрос нелегальной миграции в Европу

В связи с этим весьма символично название высокоскоростного поезда — "Бурак", которое придумал сам Мухаммед VI.
В исламской мифологии так зовут почитаемое правоверными крылатое животное, изображаемое, как правило, в виде лошади с головой человека.
Считается, что именно на нем пророк Мухаммед совершил ночное путешествие из Мекки в Иерусалим, а затем посетил небо и райские кущи.
Кроме того, слово "бурак" переводится с арабского языка как "сверкающий", "сияющий" или "молниеносный", что отсылает к скорости, стремительности и быстрому перемещению в пространстве.
Так, для миллионов марокканцев современный высокоскоростной поезд должен стать своего рода символом развития экономики, на всех парах устремившейся в инновационное будущее.
Противники
Еще на стадии инженерного проектирования и на начальном этапе строительства в Марокко вспыхнули ожесточенные споры между сторонниками и противниками магистрали. Последние усомнились в целесообразности выделения огромных денег. Зачем, если в королевстве давно и успешно функционирует обычная железная дорога, связавшая основные регионы, не считая южные провинции и горные районы?
Читайте также
СМИ: при сходе пассажирского поезда с рельсов в Марокко погибли 10 человек

Критики проекта, объединившиеся в сообщество Stop TGV ("Стоп высокоскоростному поезду"), упрекнули власти в желании "создать красивую витрину за счет игнорирования других, более важных для общества проблем".
Они, в частности, призывали правительство потратить средства не на дорогостоящий высокоскоростной поезд, чья рентабельность вызывает большие вопросы, а на расширение уже существующих железнодорожных путей, прокладку автотрасс в отдаленных провинциях или поддержку образовательных программ.
Кто-то даже подсчитал, что за деньги, вложенные в проект, в королевстве можно было бы построить 25 тыс. школ в деревнях или проложить 16 тыс. км дорог в сельской местности.
Кроме того, скептиками всячески подсвечивалась политическая подоплека огромного для марокканских реалий контракта. Дескать, Рабат согласился на не самую приоритетную сделку для поддержания на необходимом уровне тесных отношений с Парижем, которому важно сохранять зримое присутствие в зоне своих традиционных интересов в Североафриканском регионе.
Польза
Впрочем, в стане сторонников железнодорожного проекта также не скупятся на аргументы.
Читайте также
Ожившая фантазия цвета неба и моря. Чем марокканский городок Шефшауэн привлекает туристов

По их мнению, запуск нового поезда непременно усилит связи и увеличит объемы товарооборота между наиболее развитыми регионами Марокко, выросшими соответственно вокруг Танжера и Касабланки. А также даст новый импульс развитию туризма, гостиничного бизнеса и других перспективных направлений экономической деятельности.
Вдобавок к этому, уверяли они, высокоскоростной поезд "Бурак" значительно повысит мобильность населения и укрепит безопасность дорожного движения.
Попутно делались реверансы в сторону экологов: чиновники заверили, что запуск ВЖМ позволит избежать выброса в атмосферу Марокко 20 тыс. тонн углекислого газа в год.
Одновременно с этим сторонники не скрывают большую значимость проекта для улучшения международного имиджа Марокко: запуск высокоскоростной железнодорожной магистрали мирового уровня, считают они, поможет подтвердить статус королевства как модернизирующейся, стабильно развивающейся страны XXI века, способной реализовывать высокотехнологичные планы и привлекать большие деньги зарубежных инвесторов.
Позиция правительства
Несмотря на волну критики, правительство заняло твердую позицию и за семь лет реализовало масштабный проект.
Любопытно, что кардинально сменить гнев на милость пришлось даже умеренным исламистам из Партии справедливости и развития (ПСР), которые осенью 2011 года одержали убедительную победу на парламентских выборах и после перешли из оппозиции в кабинет министров.
Читайте также
Уарзазат кинематографический: как марокканский город стал "африканским Голливудом"

Как утверждали лидеры ПСР, после прихода в исполнительную власть им стали известны выгодные для Марокко условия финансирования проекта, обошедшегося в общей сложности более чем в 2 млрд евро.
Около половины от всей суммы предоставила Франция, а оставшиеся средства выделило марокканское правительство и фонды, связанные с Саудовской Аравией, Объединенными Арабскими Эмиратами и Кувейтом.
В Национальном управлении железных дорог (НУЖД) Марокко утверждают, что запущенная по маршруту Танжер — Касабланка магистраль стала одной из самых дешевых в мире.
Километр пути обошелся примерно в 8,5 млн евро, в то время как в Европе такое же расстояние обходится в 15−20 млн евро. И это при том, что в Марокко инженерам-строителям пришлось иметь дело с многочисленными природными препятствиями в виде грунта плохого качества, затопляемых районов и ветреных зон, а также прокладывать трассу в обход болотистых районов и рек.

В итоге все возникшие трудности были с честью преодолены, что, впрочем, сказалось на сроках сдачи работ — открытие высокоскоростной магистрали состоялось на три года позже, чем планировалось в момент начала строительства (осенью 2011 года).
И все же официальные лица сегодня стремятся акцентировать внимание общественности на выгодных сторонах проекта, позволившего Марокко, по меткому выражению руководства НУЖД, "первой из африканских стран вступить в клуб мировых наций, заполучивших собственную высокоскоростную железнодорожную магистраль".
Сомнения
Между тем к рентабельности проекта остаются вопросы. Ряд экономистов считают, что в ближайшие годы магистраль не принесет прибыли. В том числе из-за щадящей ценовой политики.
Читайте также
В королевстве чарующих ароматов. Чем интересен Музей духов в Марракеше

Так, стоимость билетов по маршруту Танжер — Касабланка будет варьироваться от 13 до 33 евро в зависимости от класса поездки и времени отправления поезда. Что, надо признать, вполне по карману представителям среднего класса королевства.
Делая цены доступными, по крайней мере на первых порах, власти стремятся следовать в фарватере ими же заявленного курса.
Его не раз озвучивали в национальном железнодорожном управлении, и звучит он так: "Магистраль предназначена не для богатых клиентов или для иностранцев, она сделана и задумана марокканцами для марокканцев".
Согласно обнародованным планам, после трех лет эксплуатации высокоскоростным поездом ежегодно будут пользоваться около 6 млн пассажиров.
Если проект окупится и правительство снова сумеет найти инвесторов, то ветка Танжер — Касабланка станет частью будущей крупной высокоскоростной железнодорожной сети длиной 1500 км, которая ориентировочно к 2035 году должна будет включить в себя две магистрали — "Атлантическую" (Танжер — Касабланка — Марракеш — Агадир) и "Магрибинскую" (Рабат — Фес — Уджда).
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Использование материала допускается при условии соблюдения правил цитирования сайта tass.ru




