Международный сезон у юниоров подошел к концу 10 марта после чемпионата мира в Загребе. Хореограф группы Этери Тутберидзе Даниил Глейхенгауз объявил, что Александра Трусова, Анна Щербакова и Алена Косторная переходят во взрослое катание. Последним стартом для них стала Спартакиада учащихся в Саранске, завершившаяся 26 марта. С этого момента спортивное детство официально закончилось.
Все три фигуристки этому факту, безусловно, рады. Им уже давно стало тесно в юниорах, и каждая из них хотела перейти на новый уровень. А вот взрослым одиночницам следует напрячься. Ведь уже через каких-то полгода на одну площадку с ними выйдут спортсменки с запредельными возможностями и большими амбициями.
Александра Трусова. Заявка на величие
Ее уже заждались во взрослом катании. Два года за спортсменкой следит весь мир, и в этой фразе нет преувеличения. Еще никогда соревнования юниоров не вызывали такого зрительского интереса, даже последние "детские" сезоны Алины Загитовой и Евгении Медведевой не приносили такую кассу. Трусова в свои 14 лет уже имеет внушительную группу поклонников, далеко не все из которых интересуются фигурным катанием на регулярной основе.
Во многом это следствие того, что Трусова вывела женское фигурное катание на кардинально новый технический уровень и стала законодательницей моды на четверные прыжки. До нее осилить четыре оборота на соревнованиях пытались три девушки — француженка Сюрия Бонали, японка Мики Андо и американка Саша Коэн. Успех в итоге сопутствовал только Андо, в финале юниорского Гран-при 2002 года она чисто исполнила четверной сальхов.
В то время женская "одиночка" пришла к тому, что практически все фигуристки из сильнейшей разминки владели похожим набором прыжков. На риск, связанный с внедрением технических новшеств, никто не шел. Оно понятно, цена ошибки слишком высока, а в то, что четверной у женщин в принципе возможен, вообще мало кто верил. Мики, которой тогда было 14 лет, должна была устроить революцию. Но она не справилась. С того памятного момента в карьере Андо еще будут большие победы, но четверные прыжки ей более не покорятся.
А спустя 16 лет Трусова на юниорском чемпионате мира в Софии не только повторила достижение японки, но и улучшила его, первой среди женщин прыгнув в произвольной программе четверной тулуп после сальхова в четыре оборота. Оба прыжка 13-летней на тот момент россиянки пошли на плюс, что принесло ей не только золотую медаль турнира, но и звание абсолютной рекордсменки среди юниорок. Ее техника в том прокате была оценена судьями на 92,35 балла, что до сих пор является лучшим результатом в мире даже с учетом взрослых. Но Александра на этом не успокоилась. В сезон-2018/19 она вошла с твердым намерением сделать сложнейший из известных на текущий момент четверных прыжков, доселе неподвластный фигуристкам, — лутц. Уже в октябре 2018 года цель была достигнута.
Потенциал Трусовой безграничен. В прошлом сезоне Александра много падала, но все же справилась с собой и в решающий момент выдала исторический прокат, равных которому, как казалось, уже не будет. Спустя несколько месяцев появилось видео, где она тренирует четверной лутц. К финалу юниорского Гран-при 2018 года в Канаде она подошла первой в истории исполнительницей этого прыжка в четыре оборота, а после возвращения из Ванкувера на тренировке без страховки прыгнула четверной флип, который из женщин еще никто не делал. Через пару недель она дебютировала на взрослом чемпионате России, завоевала там серебряную медаль, а на пресс-конференции рассказала, что планирует учить четверной риттбергер. Тот самый прыжок, на котором в ноябре прошлого года легендарный японец Юдзуру Ханю получил тяжелую травму ноги и вынужден был восстанавливаться аж до мартовского чемпионата мира.
Однако рассуждения о присутствии этих элементов в программах Александры в следующем сезоне преждевременны сразу по двум причинам. Первая — это просто слишком сложно. А вторая — сейчас ей это и не нужно. В рукаве и без того хватает козырей. В сезоне-2018/19 Трусова использовала два типа четверных прыжков — сложнейший лутц и простейший тулуп. Скорее всего, этот набор перекочует и во "взрослую" произвольную программу. Плюсы такого решения очевидны. Тулуп у Александры стабилен на протяжении двух лет, а лутц — смертельное оружие. Его присутствие в заявке само по себе наводит тревогу на соперниц. Ну а если появится необходимость в упрощении контента, лутц легко можно заменить на еще один четверной тулуп, как это было сделано на первенстве России текущего года. И на итоговых результатах это особо не отразится.
Базу высоких оценок Трусовой составляет филигранная техника исполнения тройных прыжков. У нее нет проблем с выбором ребер конька на лутце и флипе, а недокруты в прокатах настолько редки, что об этом даже говорить не следует. Она владеет всеми сложнейшими каскадами из тройных прыжков, включая лутц-риттбергер и лутц-сальхов через ойлер, что обеспечивает огромную вариативность в случае необходимости изменений в программах.
Единственным тройным прыжком, который фигуристка пока не исполняет, является аксель. После юниорского чемпионата мира Глейхенгауз сообщил, что Трусова, Щербакова и Косторная в межсезонье будут учить этот элемент. Аксель — самый сложный и самый дорогой из тройных прыжков, у женщин он считается элементом повышенной сложности, но при этом Международный союз конькобежцев (ISU) разрешает исполнять его в короткой программе, в отличие от четверных. Скорее всего, штаб Тутберидзе при помощи трикселя рассчитывает усилить именно короткие программы своих подопечных.
Пока сложно сказать, какие перспективы у Александры в этом направлении. Тройной аксель — сложный, специфический прыжок, для которого нужны определенные антропометрические данные. Аксель в два с половиной оборота Трусова исполняет на хорошей высоте, но визуально запас на тройной кажется не очень большим. Впрочем, Трусова уже приучила нас, что не существует ничего невозможного, поэтому не стоит удивляться, если следующий сезон она начнет с тройным акселем.
Слабым местом Трусовой были и остаются компоненты. Многие эксперты на протяжении длительного времени упрекают ее в излишне "детском" катании, и эти утверждения не лишены смысла. Александра — атлет, который любит удивлять публику. Прыжки, вращения — это про нее. Остальное ей пока что просто не интересно.
Однако Трусова не лишена артистизма. Безусловно, она сильна в другом, есть фигуристки более "компонентные". Но при желании она вполне могла бы в будущем раскрыться в лирическом образе, вопрос только в том, нужно ли это ей самой? В этом сезоне программы фигуристки акцентировали внимание на исключительных возможностях Александры, и в этих постановках она чувствовала себя максимально комфортно. Возможно, по этому пути следует идти и дальше, однако очень интересно было бы увидеть Трусову в другом амплуа.
Сейчас она уступает по второй оценке и Щербаковой, и Косторной. Вероятно, свой первый сезон во взрослом уровне Александра начнет с теми же баллами, что были в юниорах (около 31 в короткой и 64 — в произвольной), а дальше все будет зависеть от ее результатов. Если Трусова подтвердит свой высокий уровень, ее компоненты вырастут независимо от того, подтянет она технику скольжения и представления программ или нет.
Сейчас лучший результат Трусовой на международных соревнованиях в короткой программе — 74,74 балла, в произвольной — 150,40 и 222,89 — по сумме. Даже если она не будет усложнять контент, суммарный результат все равно будет как минимум на четыре балла выше за счет присутствия у взрослых в произвольной программе дополнительного элемента — хореографической последовательности. Во взрослый уровень Александра выходит двукратной чемпионкой мира среди юниоров, победительницей юниорского финала Гран-при, обладательницей всех мыслимых и немыслимых "детских" мировых рекордов (неофициально и взрослых тоже). И она определенно будет одним из фаворитов следующего сезона.
Алена Косторная. Магия на льду без четверных
Полная противоположность Трусовой абсолютно во всем. Ее уже заочно сравнивают с одной из величайших "катальщиц" в истории — итальянкой Каролиной Костнер. И это учитывая то, что Алена выступает на международных турнирах всего-то два сезона. В 2017 году Косторную допустили к взрослому чемпионату России, и там она сенсационно стала третьей. Выше ее были только Загитова и Мария Сотскова, а ниже — целый ряд опытных и титулованных фигуристок, среди которых Елизавета Туктамышева и Елена Радионова. Бронза национального первенства позволила бы ей рассчитывать на попадание в состав сборной на Олимпиаду-2018 в Пхёнчхане, если бы не одно "но". Тогда ей было всего 14 лет, и она попросту не прошла по возрастному цензу Международного олимпийского комитета (МОК).
Косторная — самая настоящая находка для хореографов. Элегантные руки, плавность движений, музыкальность и природная грация позволяют ей катать программы практически любой эмоциональной наполненности. На юниорском уровне Косторной в основном ставили лирику, и это вполне оправданно. При этом в прошлом сезоне Алена исполняла сразу две программы абсолютно иного толка — танго под произведение Астора Пьяццоллы Adios Nonino и показательный номер на отрывок из оперы Жоржа Бизе "Кармен". И в этих постановках она была так же прекрасна, как и в прочих.
Судьи очень благосклонно относятся к Алене и на каждом старте выставляют ей высокие баллы за компоненты. В финале юниорского Гран-при 2018 года в Ванкувере Косторная набрала почти 33 балла по второй оценке в короткой программе и чуть больше 67 — в произвольной. Вкупе с ошибками Трусовой и Щербаковой это помогло ей завоевать первую в карьере золотую медаль крупного международного турнира. Компоненты Косторной высоки не только для юниоров, но и для взрослых. И это удивительно, учитывая то, что на юниорском уровне арбитры обычно не так уж щедры. Кроме того, там определенно есть большое пространство для роста, и велика вероятность, что уже с первых этапов Гран-при на взрослом уровне она будет получать больше.
Технически Косторная существенно отстает от своих подруг по группе Тутберидзе. Алена не владеет элементами ультра-си и не использует комбинации с риттбергером и ойлером. В отличие от Трусовой и Щербаковой, она испытывает явные проблемы с лутцем. С определенной периодичностью судьи заносят это в протокол и снижают итоговые баллы. При этом лутц 15-летней фигуристки нельзя категорично назвать неправильным, как, к примеру, у Мао Асады до работы с Татьяной Тарасовой или же у Евгении Медведевой. Вероятно, причины, по котором Косторная допускает недочеты на этом элементе, кроются не в фундаментальных ошибках, а в банальном волнении, потому что чаще всего ребро на лутце подводит ее на крупных международных стартах. А вот на первенстве России в Перми прыжок получился чистейший.
Базовая стоимость короткой программы Косторной образца сезона-2018/19 составляла 33,01 балла, произвольной — 59,23 (без учета хореографической последовательности, запрещенной у юниоров). Ее лучший результат в короткой программе — 76,32 балла, в произвольной — 141,66 и 217,98 — по сумме. На самом деле это очень хорошие оценки, среди взрослых она практически на любом турнире была бы в пятерке сильнейших. Но Трусовой и Щербаковой Алена проигрывает по суммарной базовой стоимости программ порядка 20 баллов.
Частично Косторной удается компенсировать недостаток базовой технической оснащенности щедрыми GOE (качество исполнения элементов). Ее надбавки за тройные прыжки и вращения нередко оказываются выше, чем у Трусовой и Щербаковой, из-за чего ей на юниорском уровне удавалось отыграть пару баллов в короткой программе — зоне, свободной от ультра-си элементов. Так было в финале юниорского Гран-при, где Косторная, проигрывая Трусовой по базе 0,77 балла, с учетом надбавок получила за технику почти на балл больше Александры. Объяснить лояльность судей к ней по части GOE не составит труда. Прыжки Алена исполняет со сложных заходов, на высокой скорости и хорошей высоте. На большинстве элементов поднимает руки вверх и редко ошибается в выездах, а на вращениях быстро занимает позиции и демонстрирует выдающуюся центровку, не теряя при этом в уровнях. Это показатели высокого класса.
Но четверные прыжки делают свое дело, и на равных Косторная конкурировать с Трусовой и Щербаковой попросту не в состоянии. В отличие от Анны и Александры, она куда более стабильна за счет облегченного прыжкового набора, и поэтому в случае их ошибок Косторная — первый кандидат на победу. Однако статус победительницы финала юниорского Гран-при и двукратного призера взрослого чемпионата России обязывает ее к чему-то большему.
Этим большим может стать тройной аксель. Прыжок, который Алена готовит долгое время. И, надо сказать, ее тройной аксель выглядит лучше, чем у многих мужчин. Причем Косторная вполне могла бы вставлять его и в короткую, и в произвольную программы. Благо четверных у нее нет, и физически она вполне могла бы потянуть "произволку" с одним тройным акселем в дополнение к своему стандартному техническому набору.
Даже в этом случае ее программы будут стоить чуть меньше, чем у Трусовой, однако разрыв уже не будет столь угрожающим. А за счет компонентов их шансы и вовсе могут уравняться. Осталось лишь понять, в какой форме Косторная подойдет к следующему сезону — последний в карьере юниорский чемпионат мира она пропустила из-за воспаления ноги и в настоящий момент восстанавливается.
Анна Щербакова. Красота и неопределенность
Эта фигуристка остается главной загадкой следующего сезона. Анна — восхитительна. Она сочетает в себе все лучшее, что есть у Косторной и Трусовой. Артистизм, чувство такта, красота и изящество на льду. И невероятный технический арсенал, который есть далеко не у всех мужчин-одиночников.
Когда смотришь на Анну вживую, последнее, что приходит в голову, так это четверные прыжки. Просто не веришь, что 15-летняя хрупкая девушка способна на такие сложные элементы! А она способна, да еще как. В минувшем сезоне она вставляла в произвольную программу сразу два лутца в четыре оборота, причем один из них — в каскаде с тройным тулупом. Сейчас это самая сложная комбинация в женском катании, ничего подобного никто не делает даже у взрослых.
Помимо четверных, Щербакова, как и Трусова, владеет всеми видами тройных прыжков, кроме акселя. Лутц-риттбергер и ойлерные комбинации также присутствуют в ее арсенале, из-за чего Анна по базовой стоимости программ уступает только Трусовой. Перспективы появления трикселя у Щербаковой схожи с трусовскими, и однозначно говорить об этом можно будет только ближе к осени. Однако визуально приземление с двойного акселя выглядит у нее менее уверенным, чем у Александры.
Как и Трусова, Щербакова использует уникальные позиции в комбинированном вращении и получает за это хорошие надбавки. А ее роскошный бильман отсылает нас прямиком во времена, когда блистала Юлия Липницкая. Никто в женском катании не обладает сейчас такой бесподобной растяжкой. При этом у Анны есть определенные проблемы с ласточкой, на этом вращении она не всегда сразу занимает требуемую позицию и фиксирует опорную ногу в одной точке. Возможно, со временем это пройдет — стоит лишь научиться справляться с волнением на соревнованиях. Ведь сезон-2018/19 стал первым, в котором она принимала участие на крупных стартах.
Так почему же Анна — загадка? Потому, что ее потенциал тоже не знает пределов. И дело здесь не столько в погоне за элементами ультра-си, сколько в невиданном доселе балансе между техникой и представлением программ. Щербакова заслуживает высоких оценок за компоненты, и ее юниорские баллы (чуть больше 31 в короткой и 66 — в произвольной) не отображают в полной мере артистический талант. В случае с Анной трудно прогнозировать ее вторую оценку на взрослом уровне, но все предпосылки для роста, причем существенного, тут имеются.
Вопрос лишь в том, во что этот потенциал в итоге выльется. К примеру, этот самый четверной лутц у Щербаковой вызывает вопросы. Если брать в расчет крупные турниры, то суммарно в минувшем сезоне этот элемент Анна исполнила шесть раз, из них пять — на минус, причем в четырех случаях фигуристка падала. На декабрьском взрослом чемпионате России в Саранске четверной лутц Щербаковой удался на загляденье, и в итоге она завоевала золотую медаль. Но с тех пор чистых прыжков в четыре оборота от Анны мы не видели.
Выходит, что этот прыжок чаще оказывал Щербаковой медвежью услугу. Возможно, в будущем тренерский штаб примет решение вставить вместо него более простой четверной тулуп, который Анна исполняла на тренировках. В минувшем сезоне она этот прыжок не использовала — вероятно, причиной тому стало то, что в позапрошлом году Анна получила перелом левой ноги, с которой и происходит отталкивание на тулупе. Этим же можно объяснить и то, что сейчас Щербакова чаще исполняет облегченный каскад тройных лутц-тулуп вместо лутц-риттбергер, на котором она и получила ту злосчастную травму.
Однако полностью отказаться от четверных Анна не сможет, иначе ее шансы на медали во взрослых соревнованиях будут серьезно снижены. Она вместе с Трусовой открыла ящик Пандоры, и с нового сезона ультра-си будут пытаться исполнять многие ведущие фигуристки. Отказаться от прыжков повышенной сложности — значит заведомо обречь себя на поражение. Причем компенсировать разницу в технике с помощью GOE и компонентов Анна не сможет, так как на данный момент не пользуется такой популярностью у судей, как взрослые чемпионки.
Лучший результат Щербаковой в юниорах — 219,94 балла по сумме, 73,18 — в короткой, 147,08 — в произвольной. И она определенно способна на большее.