4 сентября 2019, 13:30
Мнение

О дружбе, предательстве и коррупции в городе N: сериал "Шторм" Бориса Хлебникова

Первые две серии можно посмотреть с 5 сентября на платформе Start

Режиссер "Аритмии" снял шоу о двух полицейских по сценарию Наталии Мещаниновой. Хлебников и Мещанинова — это уже устоявшийся союз: в 2017 году картина "Аритмия" завоевала главный приз фестиваля "Кинотавр", а сценаристка также получила премию "Ника".

Все начинается с того, что в городе N открывается новый Дом культуры, за строительство которого ответственен местный бизнесмен Семен Крюков (Геннадий Смирнов), намеревающийся баллотироваться в мэры. Однако при первой же эксплуатации здания во время торжественного концерта под весом снега обрушивается крыша, что приводит к жертвам среди взрослых и детей. Страшная трагедия, погибшие дети, жаждущие справедливости родители…

Все это мы видели даже не в телевизионном шоу, а в выпусках новостей. Но во время суда вину на себя берут рядовые служащие, а бизнесмен остается весь в белом. Однако сотрудник отдела по борьбе с коррупцией Сергей Градов (Александр Робак) так это оставлять не намерен и хочет посадить хитрого предпринимателя за решетку. Есть у Градова лучший друг, работающий в убойном отделе, Юрий Осокин (Максим Лагашкин) и любимая девушка Марина в исполнении Анны Михалковой.

Робак играет очень принципиального, упрямого, прожженного жизнью полицейского, которого не особо пугают повторяющиеся предупреждения начальства не трогать Крюкова. Осокин тоже не питает иллюзий по поводу устоявшейся системы, но полностью поддерживает друга, так как эта система ему порядком надоела. Кажется, что все восемь серий два полицейских будут вести героическую борьбу против всего мира, но в первом же эпизоде все переворачивается с ног на голову. Оказывается, что Марина серьезно больна и на ее лечение нужно много денег, которых у Градова, конечно же, нет. Он довольно быстро забывает про все свои принципы перед лицом беды и решает сделать из потенциального мэра союзника. Его недавний товарищ по борьбе с несправедливостью Осокин тоже не лыком шит и начинает подозревать участие Градова в коррупционной схеме, но не может это доказать.

У Хлебникова получилась психологическая драма, которая скрывается под оболочкой детективного триллера. Это не традиционный сериал о полицейских, охотящихся за плохими парнями, — мы знаем, кто преступник, с самого начала

Главная интрига здесь состоит в том, поймают ли герои друг друга за хвост и, если да, какой выбор они сделают. Неслучайно Марина работает преподавателем психологии и каждый день рассказывает студентам о какой-либо моральной дилемме или природе человеческих мотивов. Вскоре персонажам придется столкнуться со всем этим в реальной жизни.

Видимо, на этот закрученный сюжет Хлебников и делает все ставки: в художественном плане сериал прямолинеен и сделан без особых изысков. Сложно судить, авторский ли это взгляд или ограничения, наложенные небольшим бюджетом. С одной стороны, режиссер не жертвует сюжетом ради фактуры. Этой болезнью страдают многие зарубежные сериалы, которые из-за скудности идей решают взять богатством интерьеров и претенциозностью съемок.

Для них главное — создать атмосферу, поэтому сюжет, в обычных условиях уместившийся бы в двухчасовой фильм, растягивают на десять серий. Кажется, что в некоторых шоу можно посмотреть первые две и последние две серии и сюжет от этого никак не пострадает. Впрочем, для некоторых режиссеров это самое мясо на кости нарратива есть их идеология, как, например, в "Слишком стар, чтобы умереть молодым" Николаса Виндинга Рефна. Действия в нем — кот наплакал, но датчанин подходит к своему шоу как к визуальной медитации.

Для Хлебникова, судя по всему, этот подход совсем не близок, и в художественном смысле сериал ближе к "Прослушке", чем к "Настоящему детективу". 

Картинка настолько бесхитростная и аскетичная, что взгляду абсолютно не за что зацепиться. Шоу выглядит голым, и хочется его как-то приодеть, хотя Хлебников и не тот режиссер, который любит наряжаться

Впрочем, он не первый, кто работает в условиях ограниченного бюджета. Стивен Содерберг, например, вообще снимает на телефон, но всегда умудряется найти интересный ракурс и хорошенько закрутить сюжет. Его недавний сериал для HBO "Мозаика", кстати, построен по похожему принципу со "Штормом" — нам в первой же серии раскрывают интригу, а потом рассказывают, как пришли к ее разрешению. Хлебникова же больше интересуют человеческие отношения, хотя не стоит забывать, что герои будут использовать недостатки существующей системы для достижения своих целей. Хотелось бы только, чтобы ставка делалась не только на сценарий и актерскую игру, но и на оригинальные режиссерские решения. Впрочем, это только начало, и быть может, в будущих сериях режиссер проявит больше изобретательности. 

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Использование материала допускается при условии соблюдения правил цитирования сайта tass.ru