15 сентября 2020, 09:30
Мнение

Джуд Лоу на загадочном острове: сериал "Третий день"

Тамара Ходова — о том, к чему приводит страх к чужакам

Не успел Джуд Лоу освободиться от бремени папского престола в сериале "Новый папа", а мы хоть немного опомниться от завораживающих сцен с британским актером в сияющих трусах, как HBO выпускает новый сериал с ним в главной роли, где его герою снова придется столкнуться с религией, хоть и совершенно другого толка.

Мини-сериал разделен на две части по три серии. В первой под названием "Лето" встревоженный Сэм в исполнении Лоу оказывается днем в лесной чаще, где случайно встречает девушку в беде. Не в силах оставить ее одну, благородный герой везет незнакомку обратно к родным, на небольшой остров Оси, который соединяет с побережьем узкая насыпная дорога, возникающая из морских пучин во время отлива как будто по волшебству. У Сэма дома много срочных дел, от которых зависит жизнь его семьи, но он проявляет болезненный интерес к судьбе спасенной девушки, а сам остров привлекает своей изолированностью и дает возможность поставить жизнь на паузу. Хотя его странные обитатели с жутковатыми религиозными обычаями не вселяют герою доверие. Он предпринимает ленивую попытку уехать, но дорога исчезает под морской водой. Вернувшись в город, он знакомится с еще одной гостьей острова Джесс (Кэтрин Уотерстон). Она приехала на празднование фестиваля, ежегодно устраиваемого обитателями этих мест.

Тревожности сериалу хватает даже без загадочных жителей острова Оси: с самых первых сцен режиссер Марк Маден выводит зрителя из равновесия с помощью истеричной цветокоррекции с практически засвеченными кадрами, режущим глаз вездесущим зеленым цветом, напоминающим полотна Яна Ван Эйка, и клаустрофобной камерой, которая пялится снизу на хмурящегося Лоу. Все это создает ощущение непроходящего кошмара, и кажется, что герой вот-вот проснется и все закончится

Сам же сюжет сериала вдохновлен богатым наследием фильмов о чужаках в закрытых комьюнити, начиная с "Плетеного человека" и заканчивая недавним "Солнцестоянием" с большим уклоном в пользу последнего. Ближе к середине первой части сериал становится уж совсем бесстыдной фантасмагорией, погребающей под себя сюжет и героев: подозрительного в своей благостности владельца местного трактира мистера Мартина, его острую на язык жену (по привычке великая Эмили Уотсон), нервозную Уотерстон, чей персонаж, кажется, прописан только наполовину, и, конечно же, Джуда Лоу. Он — душа, сердце и мозг всего проекта. Камера не отрывается от его зрелого, по-прежнему красивого лица, а актер распаляется во всю мощь и выдает весь спектр эмоциональных реакций. Впрочем, не гнушается и своих излюбленных приемов — плакать Лоу начинает уже на третьей минуте первой серии.

Его сломленный жизнью герой стремится сбежать с острова, но в итоге бродит по нему как завороженный и, хотя его мотивы понятны не всегда, под личиной страшной сказки о жутком городке Маден скрывает психологический и даже более обширный социальный контекст. Порывистость повествования и болезненно яркая картинка отражают внутренний мир героя, съедаемого горем и паранойей.

В противоположность первой части вторая под названием "Зима" заметно теряет в красках: сочность лета сменяется выцветшей зимой. Хелен (Наоми Харрис) решает устроить двум своим дочерям сюрприз и отправиться в зимнее приключение в не самое очевидное место — остров Оси. Там она снимает милое Airbnb, которое на поверку, как это часто случается с популярным сервисом, оказывается не таким уж милым.

Остров и его жители переживают не лучшие времена и явно к чему-то готовятся. Никто не хочет давать женщине с детьми ночлег, но она по непонятным причинам твердо намерена остаться. Эта упертость без наличия какой-то объяснимой мотивации раздражает, поэтому первая серия немного смахивает на второсортный ужастик, когда все указывает героям на то, что им нужно уходить, но они не считывают сигналы. По мере продвижения сюжета, который очень неохотно выдает свои тайны, героиня становится понятнее. Можно даже сказать, что вторая часть более интригующая, чем первая (во многом благодаря менее истеричному повествованию). Героиня Харрис — полная противоположность Сэму, и чем больше это подчеркивают, тем лучше укладывается в голове художественное решение сериала и все встает на свои места.

"Третий день" говорит о потере близких, травме, горе, а сам Оси делает миниатюрой "загнивающей Европы". Помешанные на традициях, отрицающие здравый смысл в пользу древних верований, подозрительные к чужакам, уверенные в избранности своего народа и с плохо скрываемыми расистскими замашками, обитатели острова постепенно хиреют, не желая принимать хоть какие-либо перемены. Сериал можно даже расценить как метафору Брекзита: остров приносит в жертву молодое поколение в стремлении к безвозвратно ушедшим лучшим временам и изолируется настолько, что становится сам себе государством (с изрядной долей самодурства). Иногда сериал слишком надеется на своих актеров и забывает о смысловом наполнении, но имея таких актеров, как Лоу и Харрис, соблазн использовать их по полной (а где-то просто закрыть их телами сюжетные дыры) слишком велик. "Третьему дню" не хватает обаяния того же "Молодого папы" или умной и хорошо прописанной детективной линии, как в "Мозаике" Стивена Содерберга, но он достаточно силен для того, чтобы продержать вас на острове Оси все шесть эпизодов.

В России сериал можно посмотреть на сервисе Амедиатека с 15 сентября. 

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Использование материала допускается при условии соблюдения правил цитирования сайта tass.ru