8 сентября Мэтту Дэймону исполняется 50 лет. Со стороны может показаться, что актер выглядит как ваш собутыльник в баре или сосед по лестничной площадке, который с легкостью затеряется в людском потоке. Однако неприметная внешность обманчива: Дэймон — суперзвезда и один из самых кассовых лицедеев современности. Обывательский и приземленный типаж позволяет ему изображать простых хороших парней, с которыми зритель с готовностью себя ассоциирует.
Дэймон охотно поддерживает этот образ и в повседневности. Он искренне сочувствует папарацци, выжидающим в кустах под окнами его дома, чтобы сделать очередной скучный снимок рядового семьянина, отца четырех дочек. Мэтт убежден, что чем меньше любители кино знают о его жизни, тем лучше. Актеру надлежит быть загадочным и способным удивлять вне сложившихся вокруг него стереотипов. Ширма приватности позволяет ему более творчески подходить к своему ремеслу. Часто на экране изображаемые Мэттом доброжелательные рубахи-парни имеют скрытую, темную сторону.
Живет такой парень
К успеху Дэймон пришел неординарным образом. С юных лет он понял, что актерство — это его страсть, однако все близкие и знакомые отговаривали его от подобного выбора профессии. Теперь добряк Мэтт и сам всем начинающим исполнителям советует, чтобы они ни в коем случае даже не пытались связываться с кино, ибо у них ничего не выйдет. В идеале такое предостережение должно не обескураживать, а воспитывать характер. По мнению Дэймона, лицедею необходима непоколебимая уверенность в своих силах, чтобы идти наперекор всеобщему скепсису и добиваться своих целей, несмотря на бесконечные отказы.
Еще в детстве Мэтт приходил на пробы, смотрел на ноющих вокруг ребятишек, жаловавшихся родителям на свою участь, и думал про себя, что размажет этих сопляков. В молодости он получал роли в кино, но прорыва в его карьере никак не намечалось. В какой-то момент Дэймон и его лучший друг юности Бен Аффлек устали от разочарований на кастингах и решили взять дело в свои руки. Раз им не давали желаемых партий, значит, нужно было создать их самостоятельно. Товарищи написали сценарий к фильму "Умница Уилл Хантинг" про математического гения из рабочего класса и сами же в нем сыграли. Киноакадемия отметила их драматургический талант "Оскаром", а 27-летний Дэймон удостоился еще и номинации за свое попадание в образ.
Именно тогда сложилась традиция давать Дэймону партии простых парней (иногда с незаурядными умственными способностями). Его карьера устремилась ввысь — талант Мэтта заметил Стивен Спилберг и пригласил на титульную роль в "Спасти рядового Райана" (1998). В меру слащавый вид актера вполне позволял ему стать звездой ромкомов — ловушка, в которую угодили многие его коллеги, — но он с самого начала не боялся экспериментировать. В "Талантливом мистере Рипли" (1999) он отменно сыграл мошенника и убийцу, который похищает чужие личности.
На протяжении своего творческого пути Дэймон всегда проявлял готовность стратегически разнообразить свое портфолио ролями злодеев. Такие персонажи контрастировали с фигурой пай-мальчика, которым его воспринимала публика. Нередко эти преображения становились украшениями его фильмографии. "Отступники" (2006) — одна из самых запутанных картин в истории, потому что режиссер Мартин Скорсезе набрал трех актеров с похожими чертами лица (Ди Каприо, Дэймона и Марка Уолберга).
Неподготовленным зрителям было трудно разобраться, кто есть кто, но остальные оценили, как убедительно Мэтт изобразил коррумпированного копа. С неприглядной стороны его персонажи так же проявляли себя в "Интерстелларе" (2014) и "Субурбиконе" (2017). В конце концов, актер похож на обычного человека, а у обычных людей есть пороки. Для Дэймона эти редкие вылазки на темную сторону подобны глотку свежего воздуха. Он не может нарадоваться, что ему не приходится делать один и тот же фильм снова и снова — каждый раз пробует что-то новое.
Кто на свете всех худей, мускулистей и жирней
Своим самым сильным качеством Дэймон называет трудолюбие. Если роль требует жертв, он за милую душу сгоняет с себя семь потов и еще больше килограммов (или набирает). До безумств Кристиана Бэйла он, конечно, не доходит, но зато он практиковал подобные метаморфозы задолго до того, как это стало модным.
В "Мужестве в бою" (1996), одной из своих ранних картин, Мэтт играл солдата, подсевшего на героин. Во имя художественной правды он скинул 23 кг со своих 86 за три месяца. Для этого он бегал по 21 км в день, ел только куриную грудку и выпивал по шесть кружек кофе в день, просто чтобы не валиться с ног. Потом бедняге пришлось год лечить надпочечник и еще столько же набирать форму.
Самой приятной оказалась подготовка к "Информатору!" (2009), где от Мэтта требовалось наесть 13,5 кг жировой прослойки. На несколько недель он поселился в "Макдоналдс", где устраивал гастрономические оргии с чипсами и пивом. Счастливчик с нежностью вспоминает этот райский период.
Джордж Клуни страшно переживал, что Дэймон заявится на площадку "Субурбикона" с раскачанным телом — ведь для перевоплощений в супершпиона Джейсона Борна он регулярно покрывался мускулами с головы до ног. Режиссер зря боялся. Актер героически раздобрел для роли главы семейства 1950-х годов — таким образом он хотел уважить своего ширококостного дедушку.
Впрочем, теперь Дэймон с Бэйлом на пару призывают общественность прекратить воспевать такие актерские трансформации. Лицедеи попросту гробят свое здоровье, что нельзя оправдать никакой преданностью ремеслу. Для погружения в образ есть менее радикальные методы — например, опираться на свой талант.
Кстати, в фильмах про Борна Мэтт вдавался и в другую крайность: старался сам исполнять большинство трюков, из-за чего ходил весь в синяках и ссадинах. Правда, самые опасные эскапады он все же оставлял на откуп каскадерам и Тому Крузу.
Что ждет впереди
Как и всякий умный актер, Дэймон чередует блокбастеры с более спокойными и маленькими независимыми постановками. Ему повезло найти себе сразу два прибыльных франчайза: криминальные аферы про Оушена, чье количество друзей все время меняется, и про Борна, американскую альтернативу Джеймсу Бонду. Его шпионская эпопея собрала $1,6 миллиарда — половину от всех денег, заработанных фильмами Мэтта за всю его карьеру. С такими показателями некритичен даже отказ актера от съемок в "Аватаре" из-за загруженности (хотя для Мэтта это трагедия — Джеймс Кэмерон обещал ему 10% от сборов, которые составили $2,7 миллиарда).
При всем разнообразии его репертуара актер нечасто заглядывает в комедии, а зря — "Догма" (1999) не даст соврать. Он умеет быть смешным в кадре — достаточно посмотреть того же "Марсианина" (2015). Из завязки про потерянного на враждебной планете человека могла бы получиться тоскливая экзистенциальная драма, но герой решает все проблемы с юмором и оптимизмом.
Последующие несколько лет в карьере Дэймона прошли под знаменем простоя и провалов, которые прервались на триумфальной драме "Ford против Ferrari" (2019), где он вновь отыграл славного и простого мужика.
Мэтт считает, что на экране важно быть не просто настоящим и правдоподобным, но и интересным. Его стиль сдержан и уравновешен — полная противоположность сумасбродной экспрессии условного Джонни Деппа. Дэймон растворяется в своих персонажах без шума и суеты. Он способен намекнуть на их внутреннюю сложность и изображать скрытые эмоции без всякой показухи. В Голливуде обычно ценят большую претенциозность, но даже без выпендрежа Мэтт заработал четыре актерских номинации на "Оскара".
Есть надежда, что впредь дела у Дэймона пойдут на лад, тем более что в 2021 году намечается знаменательное событие. Актер не просто воссоединится со своим лучшим другом Аффлеком на экране в "Последней дуэли" — дуэт решил тряхнуть стариной и написать совместный сценарий, второй со времен "Умницы Уилла Хантинга". В нелегком деле им помогла номинированная на "Оскара" Николь Холофсенер, а ставит историческую драму сам Ридли Скотт. При выборе проекта Дэймон считает самым важным мастерство режиссера, поскольку посредственность во главе загубит даже достойный материал. Со Скоттом столь печальный исход нам точно не грозит.
Что смотреть у Мэтта Дэймона:
"Умница Уилл Хантинг" (1997)
"Догма" (1999)
"Отступники" (2004)
"Марсианин" (2015)