Для Бейрута подписание пограничного соглашения с Израилем открывает перспективы освоения шельфовых месторождений углеводородов в Средиземном море при содействии иностранных компаний. США, которые выступают вместе с ООН посредниками на переговорах, стремятся использовать эту экономическую заинтересованность для вовлечения Ливана в процесс нормализации отношений с Израилем по примеру других арабских государств. Против такого сценария решительно возражает шиитская партия "Хезболлах", которая входит в правящую парламентскую коалицию.
Без фото для истории
Первый раунд непрямых переговоров стартовал в ливанском Эн-Накуре 14 октября в штабном офисе итальянских миротворцев, которые входят в состав Временных сил ООН в Ливане (ВСООНЛ). Как с ливанской, так и с израильской стороны были приняты все меры к тому, чтобы не допустить срыва переговоров, поэтому решили обойтись без журналистов, которых не пропустили в пограничную зону.
"Голубыми касками", появившимися на юге Ливана еще в 1978 году, командует сейчас итальянский генерал Стефано дель Кол. Миротворцы предоставили площадку для переговоров и взяли на себя обеспечение безопасности. Роль их основного куратора досталась специальному координатору ООН по Ливану, словацкому дипломату Яну Кубишу. Кроме того, в Эн-Накуре присутствовали помощник госсекретаря США по делам Ближнего Востока Дэвид Шенкер, осуществлявший с 2019 года посредническую миссию между сторонами, и американский посол в Алжире Джон Десрочер, которому предстоит стать новым медиатором.
Давая накануне наставления ливанской делегации во дворце Баабда, президент Мишель Аун подчеркнул, что переговоры с Израилем "носят технический характер и не должны выходить за эти рамки". Такая установка главы государства, очевидно, привела к тому, что замначальника генштаба, бригадный генерал ВВС Бассам Ясин и его коллеги отказались покинуть свою палатку, когда их пригласили для совместного фотографирования с другими участниками встречи в Эн-Накуре. Кроме того, ливанский генерал в речи на открытии проигнорировал присутствие израильской стороны и обратился с приветствием только к Кубишу и Шенкеру. Такое поведение Ясина израильские источники расценили как результат запугивания со стороны "Хезболлах".
В то же время, по словам аналитика Мейсама Ризка, "это были лишь формальные моменты", поскольку ливанская сторона отошла от прежней позиции и включила в состав делегации помимо военных (генерала Ясина и полковника ВМС Мазена Басбуса) одного из руководителей нефтяной администрации Ливана Виссама Шбата и эксперта по пограничным вопросам Наджиба Мессихи. Подключение гражданских лиц к "контактам с врагом", а Ливан и Израиль до сих пор находятся в состоянии войны, вызвало резкое возражение со стороны шиитских депутатских фракций "Амаль" и "Хезболлах", которые расценили этот шаг как "изменение формата переговоров и недопустимую уступку Израилю". Шииты потребовали от главы государства сохранить сугубо военный состав делегации, но президент Аун остался непреклонен.
По информации газеты "Аль-Ахбар", на включении в состав делегации Шбата, который занимался шельфовыми месторождениями, и эксперта Мессихи настоял зять президента Джебран Басиль, возглавляющий Свободное патриотическое движение (СПД). "Формальным поводом послужила необходимость соблюдения баланса между мусульманами и христианами в составе делегации, однако похоже, что Басиль замыслил использовать Шбата как окно для тесного общения с американцами", —утверждало издание.
Давление США
Ливан и Израиль при посредничестве Соединенных Штатов уже подписывали 17 мая 1983 года между собой мирный договор, который спустя год был денонсирован ливанским парламентом. Тогда сильный нажим на Бейрут оказала соседняя Сирия, войска которой находились на ливанской территории. Против "сепаратного мира" выступили основные политики мусульманской общины. Кроме того, сделка не получила одобрения других арабских стран. Египет, заключивший в 1978 году мир с Израилем в Кэмп-Дэвиде, находился в изоляции.
Спустя 37 лет спикер парламента и лидер шиитского движения "Амаль" Набих Берри, который сообщил 1 октября о достигнутом при содействии США рамочном соглашении по демаркации границы между Ливаном и Израилем, поспешил сразу добавить, что предстоящие переговоры в Эн-Накуре "не означают нормализации отношений с Израилем и не приведут к мирному договору". Берри, державший в своих руках пограничное досье на протяжении десяти лет и принимавший американских посредников, сделал свое заявление после того, как США ввели 8 сентября санкции против его советника по политическим вопросам, экс-министра финансов Али Хасана Халиля. Бывшего ливанского чиновника, который руководил финансовым ведомством в 2014–2020 годах, обвинили в Вашингтоне в содействии планам "Хезболлах" и Ирана.
Как считает политолог Моханад Хадж Али, шиитские партии согласились на вступление в переговоры с Израилем по тактическим соображениям. "Их цель состояла в том, чтобы ослабить давление со стороны Вашингтона и предупредить введение нового пакета американских санкций перед президентскими выборами в США", — отметил он. При этом Хадж Али не исключил, что начало переговоров могло быть частью многоходовой игры, которую ведут в Ливане и на региональной арене США, Иран, Саудовская Аравия и Франция.
Дело в том, что отношения между Бейрутом и богатыми нефтедобывающими государствами Персидского залива, делавшими щедрые инвестиции в ливанскую экономику, в последние годы испортились из-за участия бойцов "Хезболлах" в войне на стороне правительственной армии в Сирии. Ливанцы остро почувствовали отсутствие арабской поддержки после финансового коллапса в марте, что привело к критическим выпадам в адрес "Хезболлах". Оппозиция во главе с суннитским движением "Аль-Мустакбаль" открыто обвинила шиитскую партию во всех бедах, обрушившихся на Ливан.
Взрыв 4 августа в морском порту Бейрута, ставший подлинной трагедией для ливанцев, еще более усугубил тяжелое экономическое положение. Президент Аун, выступая 23 сентября на общеполитических дебатах 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, привел данные Всемирного банка, согласно которым на восстановление Бейрута и разрушенной инфраструктуры потребуется $10–12 млрд.
Президент Франции Эмманюэль Макрон, взявший на себя роль координатора международной финансовой помощи, пообещал, что не бросит ливанцев на произвол судьбы, однако Саудовская Аравия и США поставили жесткие условия. Они дали понять, что деньги от стран-доноров поступят Ливану только после создания правительства без "Хезболлах", которую в Эр-Рияде по примеру Вашингтона объявили террористической организацией.
На этом фоне, по мнению обозревателя газеты "Орьян-жур" Мунира Рабиха, вступление Ливана в переговоры с Израилем о мирном решении пограничных разногласий может привести к кардинальным изменениям в расстановке политических сил внутри страны. Рабих не исключает, что из-за угрозы санкций со стороны США может распасться политический альянс между СПД и "Хезболлах", который существует с 2006 года. "На это нацелены сейчас основные усилия американских дипломатов, — считает он. — Отношения между двумя союзниками достигли критической точки после отказа президента Ауна изменить состав делегации".
Шансы и иллюзии
В отличие от ливанцев, группу израильских переговорщиков в Эн-Накуре возглавил генеральный директор министерства энергетики Уди Адири. В нее вошли также политический советник израильского премьер-министра Реувен Азар, гендиректор МИД еврейского государства Алон Бар и глава управления стратегического планирования Армии обороны Израиля Орен Сетер. Как отметила газета "Аль-Ахбар", состав израильской делегации "не оставил никаких сомнений в том, что переговоры с Ливаном преследуют политические и экономические цели".
Премьер-министр Биньямин Нетаньяху в своем выступлении в четверг в Кнессете на заседании, посвященном ратификации соглашения о мире между Израилем и Объединенными Арабскими Эмиратами (ОАЭ), указал на "огромное потенциальное экономическое значение", которое имеет демаркация морской границы с Ливаном. По его словам, "возможно, это станет первым шагом к достижению подлинного мира".
В то же время министр энергетики еврейского государства Юваль Штайниц отметил, что в Израиле пока не строят иллюзий в отношении скорой нормализации отношений с Ливаном, и начавшиеся переговоры призваны разрешить "технико-экономический спор, который на целое десятилетие задержал освоение природных ресурсов".
Ливанский эксперт Рудольф Барруди полагает, что при существующих современных технологиях демаркация морской границы между двумя соседями может занять несколько недель или месяцев. Ливан и Израиль оспаривают участок в 856 кв. км. Каждая из сторон считает его частью своей исключительной экономической зоны. Примечательно, что американский дипломат Фредерик Хоф разработал в 2012 году компромиссный план раздела спорного участка, который предусматривал передачу Ливану более 500 кв. км, однако Бейрут его отверг.
Израиль уже приступил к эксплуатации газовых шельфовых месторождений "Левиафан" и "Тамар". Ливан отстает не только от него, но также от Кипра и Египта. Первый лицензионный тендер был проведен в Бейруте только в 2018 году, его выиграл консорциум в составе французской компании Total, итальянской Eni и российской "Новатэк". Пробное бурение было проведено консорциумом на одном из шельфовых блоков в феврале, на другом блоке, где предположительно имеются крупные запасы углеводородов, буровые работы из-за пандемии коронавируса были перенесены на вторую половину года.
Экономическая выгода, которая открывается в результате освоения шельфовых месторождений, заставляет ливанцев торопиться. Однако существуют и другие вызовы, над которыми приходится задумываться руководству Ливана. Как отмечает эксперт Сильва Баальбеки, развитие торгово-экономических связей между Израилем и странами Персидского залива может привести к тому, что порт Хайфа "похитит" у Бейрута ту стратегическую роль, которую он играл на протяжении 100 лет как международный морской транспортный узел.
Понятно, что американские посредники подталкивают зажатых в угол ливанцев сделать выбор в пользу нормализации отношений с Израилем. Поэтому госсекретарь США Майкл Помпео уверенно назвал старт ливано-израильских переговоров событием исторического значения. Какой сюрприз, однако, приготовит в ответ "Хезболлах"?