Все новости

Солнце и ветер вместо дизеля и мазута

Несмотря на высокую стоимость технологий ВИЭ, особенно в сравнении с дизельной генерацией, такие объекты за счет экономии на завозе топлива окупаются в течение 7-12 лет
СЭС в пос. Батагай РусГидро
Описание
СЭС в пос. Батагай
© РусГидро

Добраться до поселка Батамай, что в Кобяйском улусе Якутии, можно по реке Лене, или по зимнику, который прокладывают по льду, или на катере. На 250 человек населения здесь - комбинированная школа и детский сад, фельдшерский пункт, а также деревянный жилой фонд. Этот населенный пункт можно считать образцово-показательным с точки зрения перспектив развития возобновляемой энергетики на Дальнем Востоке. По данным Росстата, на территории ДФО расположено более 2 тыс. автономных электростанций суммарной мощностью 990 МВт (более половины из них - в Якутии), ежегодно вырабатывающих около 1,2 млрд кВт∙ч для снабжения небольших и разбросанных по карте поселков. До них никогда не протянут сети от централизованных источников энергоснабжения, а потому они будут и дальше жить на автономной генерации - как правило, дизельной или мазутной.

Ежегодные объемы "северного завоза" оцениваются в 320 тыс. тонн условного топлива, а затраты на них - в сумму, превышающую 9 млрд руб. Это колоссальные средства. Достаточно только одного сравнения: ежегодные расходы "РАО ЭС Востока" на подготовку объектов компании к отопительному сезону составляют 10-11 млрд руб.

Описание
© РусГидро

Можно ли сэкономить на расходах на "золотой" дизель? Опыт, накопленный еще в советские годы, показывает, что можно - и именно за счет использования технологий ВИЭ. Так, в Камчатском крае в структуре "РусГидро" действуют объекты геотермальной энергетики (ими управляет дочернее АО "Геотерм") - Паужетская, Мутновская и Верхне-Мутновская ГеоЭС совокупной установленной мощностью 74 МВт. Сегодня эти уникальные станции обеспечивают до 30% энергопотребления центрального Камчатского энергоузла, позволяя значительно ослабить зависимость полуострова от дорогостоящего привозного мазута. Но вулканы на Дальнем Востоке есть не везде. Другое дело - энергия солнца и ветра. "Мы также рассматривали биотехнологии и мини-ГЭС, но, оценив их экономическую эффективность, пришли к выводу, что массовыми на Дальнем Востоке они не станут, вероятнее всего - какие-то разовые проекты. А вот солнце и ветер уже сейчас имеют в различных регионах ДФО серьезный потенциал, - отмечал в интервью "Газете.Ru" Алексей Каплун, заместитель генерального директора "РАО ЭС Востока" по стратегии и инвестициям. - Наибольший потенциал мы видим в Якутии, там довольно серьезные возможности, связанные с гелиоэнергетикой. Приморье - это солнечные станции и ветрогенераторы, Камчатка - ветряки и мини-ГЭС, геотермальные станции. Сахалин и Чукотку мы связываем с ветряной генерацией".

Перспективы "зеленой энергетики"

Даже первые результаты впечатляют. К примеру, на дизельной станции в Батамае были установлены солнечные батареи, которые позволили сразу же снизить потребление дизельного топлива. С тех пор в Якутии было построено восемь солнечных электростанций, причем в разных по климатическим особенностям районах. Пять ветроэнергетических установок размещены на территории Камчатского края, Сахалинской области и Ямала. Программа развития ВИЭ компании предусматривает ввод до 2020 года 178 ветряных и солнечных станций суммарной мощностью около 146 МВт. Ее стоимость -19,9 млрд руб. Крупнейшей в мире за Полярным кругом станет СЭС в якутском Батагае, первую очередь строительства которой (мощностью 1 МВт) "РАО ЭС Востока" завершило в июне. В перспективе мощность будет увеличена в четыре раза. Объект обойдется компании в 158 млн руб., но позволит экономить до 300 тонн топлива в год.

Возобновляемые источники энергии
© © РусГидро

При этом полностью отказываться от дизельной генерации в суровых условиях Дальнего Востока никто не собирается. Проблема в том, что ресурсы ВИЭ нестабильны - уровень инсоляции местами существенно изменяется в зависимости от времени года, да и сила ветра не постоянна. Тем не менее внедрять ВИЭ-генерацию в самых затратных изолированных точках оказывается делом крайне эффективным. Несмотря на некоторую дороговизну и СЭС, и ВЭС, особенно в сравнении с дизельными станциями, такие объекты, по расчетам "РАО ЭС Востока", окупаются в течение 7-12 лет. Исключительно за счет экономии на завозе топлива!

У программы развития ВИЭ на Дальнем Востоке есть и другие плюсы. Прежде всего, такие объекты могут стать мультипликаторами роста множества секторов экономики - от производства оборудования, которое в настоящее время большей частью импортируется, до обслуживания и инжиниринга. Не говоря уже о том, что за счет "зеленой энергетики" можно будет снизить уровень выбросов от электростанций, работающих на традиционных видах топлива.