Новости
8 июня 2016, 17:07
С какими проблемами сталкиваются социальные предприниматели: пути решения
© ИТАР-ТАСС/Иван Новиков
Что мешает развитию этого направления бизнеса - в материале ТАСС

Панельная сессия "Предпринимательство в социальной сфере как драйвер позитивных изменений" состоится в рамках XX Петербургского международного экономического форума. О позитивной роли социальных предпринимателей в экономике страны и о трудностях, с которыми они сталкиваются, - в материале эксперта РАНХиГС, предоставленном ТАСС. 

Предпринимательство в социальной сфере становится сегодня модным направлением деятельности для многих бизнесменов. Однако на этом пути, не только несущем пользу для общества, но и дающем импульс для роста экономики страны, есть немало проблем.

В Общероссийской организации малого и среднего предпринимательства "Опора России" создан целый комитет, посвященный социальному направлению бизнеса. Реальную поддержку гражданским активистам, а в последующем зачастую и социальным предпринимателям оказывают и Общественная палата Российской Федерации, и фонд "Перспектива", и т. д.

Что является "драйвером" позитивных изменений?

  • В социальное предпринимательство вовлекается все больше молодежи. Все чаще проявляется чувство эмпатии по отношению к согражданам.
  • Социальные предприниматели видят возможности там, где государство со своими обязанностями не справляется либо справляется не на должном уровне. Предприниматели предлагают качественные услуги по доступной для социальных слоев населения цене.
  • Социальные предприниматели - это бизнесмены, которые нанимают персонал, платят налоги. И экономике это выгодно не в меньшей степени, чем развитие "условно традиционного" бизнеса.

Какие проблемы стоят перед социальным предпринимателем?

  • Тотальное чувство недоверия населения к предпринимателям, особенно в социальной сфере. 

У людей складывается впечатление, что государство подменять нельзя, но если все-таки ты это делаешь, то должен предоставлять свои услуги и товары бесплатно. Тот факт, что это все равно бизнес, никого не волнует, так как "ты выбрал путь альтруизма и помощи обществу".

  • Не существует организационно-правовой формы для социального предпринимательства или социально ориентированного коммерческого предприятия.

В этой связи появляется всегда одна и та же дилемма, которую должен решить для себя предприниматель в начале реализации проекта.

Путь первый: регистрировать компанию как коммерческое предприятие - это значит платить все те же налоги и вести отчетность как в бизнесе. Это не совсем соответствует логике социального бизнеса. Кроме того, ставит в неравное положение бизнес традиционный и социальный, так как очевидно, что уровень доходов и расходов у этих двух направлений совершенно разный.

Путь второй: начинающий предприниматель может зарегистрировать некоммерческую организацию (НКО), но и этот путь чрезвычайно тернист. Закон об НКО, если быть откровенным, не до конца понятен человеку-неспециалисту, регистрация в Минюсте требует особой подготовки и длительной работы, что не каждый человек захочет делать.

  • Социальное предпринимательство - это сфера, которая требует подготовки. 

Где у нас в вузах есть курсы, дисциплины или направления по социальному предпринимательству? На данный момент присутствуют лишь "захудалые" направления по подготовке социальных работников, но это совсем другое.

Что нужно сделать?

Как мне видится, для того чтобы предпринимательство в социальной сфере стало по-настоящему драйвером позитивных социальных изменений, необходимо:

  • пропагандировать через СМИ информацию об успешных социальных проектах;
  • разработать специальную организационно-правовую форму для этой сферы бизнеса.

Борис Пивовар, старший преподаватель кафедры экономики и финансов факультета экономических и социальных наук РАНХиГС при Президенте РФ, член комитета по молодежному предпринимательству МГО "Опоры России", активист проекта Общероссийского народного фронта "За честные закупки"