Итоги
День 1 Новая геоэкономическая динамика
Круглый стол "ЕАЭС и торговые партнеры: общее экономическое пространство"

Процесс глобализации мировой экономики сталкивается все с большими сложностями. На этом фоне на первый план начинают выходить региональные экономические блоки. Евразийский экономический союз (ЕАЭС) – основной интеграционных проектов на постсоветском пространстве. Начальный этап функционирования организации совпал с началом известных экономических проблем в России, что наложило определенный отпечаток на текущий уровень взаимодействия и отрицательно сказалось на товарообороте между странами. Однако очевидно, что в долгосрочной перспективе именно интеграция по линии ЕАЭС будет определять направление развития экономики России и ее партнеров по этой организации (Армения, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан).

Евразийское экономическое пространство (ЕАЭС) - ключевой элемент политики РФ в сфере экономической интеграции как в отношениях с непосредственными участниками этого объединения, так с внешними сторонами.

  • В последнем послании Федеральному собранию Президент России В. Путин заявил о необходимости начала консультаций по линии ЕАЭС о "формировании возможного экономического партнерства" со странами ШОС и АСЕАН.
    • Эта стратегия уже начинает приносить первые результаты. ЕАЭС заключил соглашение о свободной торговле с Вьетнамом. Интерес к созданию аналогичного режима проявляют Таиланд, Сингапур, Индия, Пакистан, Израиль, Иран.
  • В прошлом году лидеры России и Китая подписали заявление о сотрудничестве по сопряжению проектов "Экономического пояса Шелкового пути" и ЕАЭС.
    • Однако в случае с Китаем акцент пока предполагается делать на снижении нетарифных барьеров, так как снижение таможенных барьеров с Китаем может привести к радикальному торговому дисбалансу.

Интеграция в рамках самого ЕАЭС – долгосрочный процесс, так как взаимное открытие участниками Союза своих рынков не должно наносить вред местным экономикам.

  • В этой связи естественно, что многие вопросы решаются после длительных консультаций, а экономическое взаимодействие между разными странами находится на различном уровне.
  • Начальный этап деятельности ЕАЭС в целом завершен, созданы и успешно функционируют органы управления и координации Союзом.
  • Теперь - задача обеспечить непрерывный и поступательный переговорный и консультационный процесс по расширению единого экономического пространства, что предполагает ликвидацию исключений из единого рынка товаров и услуг, унификацию нетарифных барьеров и внешних таможенных пошлин, координацию финансовой политики и другие меры, направленные на формирование зоны свободной торговли. 

Модератор: Тигран Саркисян, председатель Коллегии, Евразийская экономическая комиссия

Выступающие:  Кристиан Фриис Бак, исполнительный секретарь Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций (ООН), Тициана Бонапаче, глава субрегионального отделения по Северной и Центральной Азии, ЭСКАТО, Татьяна Валовая, член Коллегии (министр) по основным направлениям интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии, Алексей Лихачев, первый заместитель Министра экономического развития Российской Федерации, Дмитрий Панкин, председатель правления Евразийского банка развития (ЕАБР), Филипп Пегорье, председатель правления Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ); президент Alstom в России, Игорь Петришенко, Чрезвычайный и Полномочный посол Республики Беларусь в Российской Федерации; специальный представитель Республики Беларусь по вопросам интеграционного сотрудничества в рамках Союзного государства, Евразийского экономического союза, Содружества Независимых Государств, Организации Договора о коллективной безопасности, Григорий Рапота, государственный секретарь Постоянного Комитета Союзного государства, Антонио Фаллико, президент ассоциации "Познаем Евразию"; председатель совета директоров Банк Интеза, Александр Шохин, президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП).

Проблемы

В целом эксперты обсудили три основных блока вопросов: внутренний потенциал стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) по отношению к третьим странам и объединениям; интеграционный потенциал союза в конкретных проектах; а также отношения с партнерами и инвесторами.

  • Большинство (85%) участников круглого стола полагают, что в Евразии есть потенциал для реализации регионального мегапроекта. Это показал опрос, проведенный во время мероприятия.

"Любое интеграционное объединение  безжизненно без реальных инвестиционных проектов", - председатель правления ЕАБР Дмитрий Панкин.

  • Изменяется экономическая конфигурация, и сегодня конкурируют не только государства, но и большие интеграционные объединения.
  • Отсутствие интереса к сотрудничеству с ЕАЭС со стороны Европейского Союза

"Никакого продуктивного диалога, о котором было бы широко известно, я не знаю" - государственный секретарь Союзного государства Белоруссии и России Григорий Рапота

  • Экономическая модель не может быть свободна от политического давления 

"Проекты трансатлантического и транстихоокеанского сотрудничества - четкая попытка формирования новой глобальной экономической модели, в которой победитель забирает все, а побежденные - все отдают", - президент-основатель Мирового общественного форума "Диалог цивилизаций" Владимир Якунин.

  • Отставание графиков интеграции в рамках ЕАЭС 

Президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин, заявил о необходимости более тесного контакта с бизнесом и обществом при обсуждении законопроектов. По его словам, деловой совет стран ЕАЭС готов общаться с властью по всем важным вопросам на уровне департаментов министерств и консультативных комитетов.

  • Все эксперты обозначили высокое значение инвестиционных и инфраструктурных проектов для создания интеграционного пространства. Так, Панкин подчеркнул, что на данный момент трудно найти эффективные проекты и назвал приоритетом отработку отношений с другими банками развития, например банком БРИКС, Азиатским банком развития, Азиатским банком инфраструктурных инвестиций (АБИИ).

"Транспортная и энергетическая инфраструктура требуют десятков миллиардов долларов. Здесь недостаточно одного банка развития", - отметил Панкин.

Решения

  • Представители стран ЕС в целом оптимистично оценили перспективы евразийской интеграции

По мнению главы субрегионального отделения по Северной и Центральной Азии экономической и социальной комиссии для Азии и Тихого океана Тицианы Бонапаче, на данный момент экономика и развитых, и развивающихся стран переживает кризис, темпы роста замедлились, поэтому большие проекты, безусловно, необходимы. По ее словам, скорость развития интеграционных институтов ЕАЭС впечатляет и обещает найти новые пути преодоления экономического спада.

"Экономическое сотрудничество продолжается, несмотря на политические вопросы", - президент Alstom в России Филипп Пегорье

  • ЕС - один из основных экономических партнеров стран ЕАЭС, и что 75% прямых иностранных инвестиций в Россию приходится на страны-члены Евросоюза.

По признанию Пегорье, Alstom будет в полной мере использовать возможности, предоставляемые евразийской интеграцией.

Председатель совета директоров банка "Интеза" и президент Ассоциации "Познаем Евразию" Антонио Фалико провозгласил необходимость экономического взаимодействия "От Лиссабона – до Владивостока и Сингапура".

  • Ключевые игроки не могут замыкаться в себе

Странам ЕС не следует "возводить новый занавес на востоке", а странам Азии необходимо изучить позитивный и негативный опыт Евросоюза- глава субрегионального отделения по Северной и Центральной Азии экономической и социальной комиссии для Азии и Тихого океана Тициана Бонапаче

Необходимо предпринять активные действия в области евразийской интеграции, вплоть до введения единой валюты, опираясь на общую налоговую и бюджетную политику.

В заключение, были подведены итоги голосований, проведенных в рамках круглого стола. Так, предпочтительным торговым партнером стран ЕАЭС 26,5% опрошенных назвали Евросоюз, 11% - КНР, около 21% - страны АТР в целом, а 41% посчитали все регионы равнозначными.

Около 62% опрошенных высказали мнение, что создание ЕАЭС способствует интеграции стран-членов в глобальную экономику, 5% считают, что препятствует, и 32,4% не видят никакого влияния.