Итоги
День 1 Жизнь в эпоху инноваций
Панельная сессия "Эра беспилотников на транспорте. Что дальше?"

Человечество стоит на пороге новой эры в развитии транспорта: в ближайшие годы на дорогах появятся полностью автономные автомобили, беспилотные летательные аппараты позволят быстро доставлять грузы в самые труднодоступные районы. Своевременное включение в этот процесс дает России шанс занять свою нишу на новом рынке.

  • К 2025 году беспилотные автомобили могут стать нормальным явлением на дорогах. Большинство мировых автопроизводителей намерены создать к этому сроку полностью автономные модели: об этом заявили Tesla Motors (производитель уже выпускает машины с функцией беспилотного управления), Nissan, Volvo, Google, Toyota, Audi, Land Rover, GM.
  • О разработке систем доставки товаров с помощью беспилотников заявили Walmart, Amazon, Swiss Post, DHL.
  • По оценке Boston Consulting Group (BCG), на автономные машины (включая полуавтоматы) через 10 лет придется 12-13% всех продаж автомобилей.
  • К 2035 году объем, по оценкам Российской венчурной корпорации (РВК), мировой рынок беспилотных автотранспортных средств достигнет $3 трлн, летательных аппаратов – $200 млрд.

Созданию беспилотников посвящены три из восьми направлений Национальной технологической инициативы (НТИ), обозначенной Владимиром Путиным как один из приоритетов государственной политики и нацеленной на достижение Россией технологического лидерства к 2035 году. На реализацию НТИ в федеральном бюджете 2016 года выделено 9 млрд рублей.

  • Проект AeroNet нацелен на внедрение беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) в сельском хозяйстве, для перевозок, поиска и спасения. По оценке организаторов проекта, к 2035 году российские компании смогут занять более 40% мирового рынка БПЛА. Понятия "беспилотное воздушное судно" и "внешний экипаж" уже внесены в Воздушный кодекс РФ.
  • AutoNet предусматривает создание автономного автотранспорта. Проект беспилотного автомобиля разрабатывает "КамАЗ" вместе с "ВИСТ Групп" и Cognitive Technologies. Уже в 2018 году в России планируется создать первые участки для движения беспилотников. В отличие от иностранных конкурентов, российские разработчики делают ставку на создание автомобиля, который сможет двигаться не только по ровной дороге с идеальной разметкой, а по дорожному полотну любого качества и в условиях плохой видимости.
  • MariNet ставит целью развитие цифровой навигации, инновационного судостроения и освоение ресурсов океана. Фокус направлен на концентрацию усилий на тех направлениях в строительстве специализированных инновационных судов, где Россия уже получила мировое лидерство или может на него претендовать. В том числе это буровое судно ледового класса, многокорпусный ледокол-лидер для проводки крупнотоннажных судов в Арктике, скоростная транспортная платформа нового поколения. 

Модератор: Эрик Очард, главный технический корреспондент по региону Европа, Ближний Восток и Африка, Thomson Reuters

Выступающие: Александр Гурко, президент НП "Содействие развитию и использованию навигационных технологий" (НП "ГЛОНАСС"), Сергей Когогин, генеральный директор ПАО "КАМАЗ" (в настоящее время компания испытывает беспилотные грузовики), Кристиан Моралес, вице-президент, генеральный директор по операциям в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке (EMEA) Intel Corporation, Сергей Недорослев, председатель совета директоров группы "КАСКОЛ", работающей в сфере инфрастрактурных проектов, Максим Соколов, министр транспорта Российской Федерации, Штефан Хохбауэр, президент по странам Центральной и Восточной Европы SAP SE, Питер Шпулер, главный исполнительный директор швейцарского производителя транспортной техники Stadler Rail AG

 

Проблема:

  • Отсутствие единой нормативно-правовой базы, регламентирующей использование беспилотных транспортных средств. Например, основным барьером для коммерческого использования малых дронов в воздухе, является отсутствие единых наднациональных регламентов.

"Основная роль, которую должны играть государства, в частности министерства транспорта, - создание правового поля, потому что эти беспилотные транспортные средства, используя наземную транспортную инфраструктуру либо воздушное пространство, должны корреспондироваться между собой не только в навигационном, но и в правовом поле. В России делаются определенные шаги, нужны поправки в законодательство о безопасности дорожного движения и принятие закона об организации дорожного движения, поправки в воздушный кодекс", - Максим Соколов, министр транспорта Российской Федерации.

"Мы становимся свидетелями образования новой отрасли, и впервые в истории авиации летательные аппараты становятся массовыми и многие подходы, которые работали в большой авиации, не применимы для малых дронов. Подходы только вырабатываются, хотелось бы, чтобы и наша страна в этом участвовала, поскольку рынок большой и очень новый с точки зрения технологий и применения",  - Александр Гурко, президент НП "Содействие развитию и использованию навигационных технологий".

"Первая же авария на дороге с беспилотными транспортным средствам вызовет  огромный резонанс в обществе. К этому надо быть готовым, чтобы четко определить ответственность за транспортное средство и за жизнь. Это один из самых сложных моментов", - Сергей Когогин, генеральный директор ПАО "КамАЗ".

Решения:

  • Создана российская рабочая группа, которая определит все направления развития беспилотных транспортных средств, инфраструктуры и развития нормативный базы. Сейчас установлен минимальный перечень нормативных актов, куда необходимо внести изменения.
  • Образована группа стандартизации систем управления летающими беспилотниками в России.
  • Россия будет вырабатывать нормы в этой области совместно с европейскими партнерами.
  • Необходимо создание единых стандартов в области навигации для дронов.