Итоги
День 2 Поиск новых стимулов развития. Взгляд за горизонт
Панельная сессия "Борьба с изменением с изменением климата - инвестиции в будущее"

Вопросы защиты окружающей среды регулярно присутствуют в повестке ПМЭФ. Решения конференции ООН по изменению климата, прошедшей в 2015 году в Париже, поставили перед государствами и бизнесом новые конкретные задачи ограничения выбросов и развития "зеленых" технологий.

"Устанавливая квоты на вредные выбросы, используя другие, по своему характеру тактические меры, мы на какой-то срок снимем остроту проблемы, но кардинально ее не решим. Нам нужны качественно иные подходы. Речь должна идти о внедрении принципиально новых технологий, которые не наносят урон окружающему миру, а существуют с ним в гармонии

— Президент РФ Владимир Путин

Решения конференции ООН по изменению климата

12 декабря 2015 года на Всемирной конференции ООН по климату в Париже 195 делегаций со всего мира одобрили глобальное соглашение, которое должно прийти на смену Киотскому протоколу, срок действия которого заканчивается в 2020 году. Цель соглашения -- добиться снижения выбросов парниковых газов, чтобы удержать повышение средней температуры на планете в пределах 1,5-2 °C. Участники соглашения договорились:

  • разработать долгосрочные стратегии низкоуглеродного развития, включающие меры от сокращения выбросов до увеличения площади лесов (первый отчет надо представить в 2022 году), и планы адаптации к изменениям климата,
  • наладить международный обмен "зелеными" технологиями,
  • создать к 2020 году "Зеленый фонд" объемом 100 млрд долларов для поддержки наименее развитых и наиболее уязвимых стран.

Планы по сокращению эмиссий парниковых газов представили 189 государств. Евросоюз обязался сократить их на 40% относительно уровня 1990 года, Россия – на 30%, США – на 12-14%, Китай – на 6-18%, Япония – на 13%.

Соглашение вступит в силу, когда оно будет ратифицировано 55 странами, на которые приходится по крайней мере 55% от общего объема глобальных выбросов парниковых газов.

По данным PwC, с 2000 года Россия в среднем снижала выбросы углекислого газа на 3,6% в год, Великобритания - на 3,3%, Франция - на 2,7%, США - на 2,3%. В мире в целом выбросы сокращались на 1,3% в год. Чтобы предотвратить необратимые изменения климата, темпы должны составлять не менее 6,3% в год вплоть до 2100 года.

Планы России по защите окружающей среды 

  • 70-75% от уровня 1990 г. должны составить в 2030 г. выбросы Россией парниковых газов, в том числе за счет введения в строй современных промышленных предприятий, а также охраны и расширения площади лесных массивов. 
  • На 25% должна сократиться энергоемкость ВВП России к 2025 г., 
  • На 60% должны уменьшиться вредные выхлопы российского автотранспорта к 2030 г. 
  • С 2017 года в России начинает действовать новый механизм обращения с твердыми бытовыми отходами, вводятся жесткие нормы их утилизации, вторичной переработки и обезвреживания.В 2014 году принят закон о переходе на наилучшие доступные технологии (НДТ) с точки зрения экологии, который должен привести к сокращению выбросов парниковых газов в два раза от нынешнего уровня.
  • Он предусматривает: 
  • с 2017 года поэтапное повышение платы за негативное воздействие на природу, введение системы комплексных экологических разрешений и т.д.,
  • с 2019 года переход на НДТ 300 крупнейших и наиболее опасных с экологической точки зрения российских предприятий, 
  • с 2020 года обязательное применение НДТ на всех российских предприятиях, 
  • до 2035 года планируется привлечь $53 млрд на развитие возобновляемых источников энергии, их суммарный потенциал – около 3 млрд тонн нефтяного эквивалента в год.

Если не сокращать выбросы, к 2100 году температура на Земле может подняться на 3,7-4,8°С, необратимые последствия наступят при потеплении более чем на 2°С.

Модератор: Джон Торнхилл, редактор раздела "Инновации", The Financial Times

Выступающие: Йенс Биргерссон, президент, главный исполнительный директор ROCKWOOL International A/S. Компания специализируется на производстве, Антон Боутс, руководитель международной практики в нефтегазовой отрасли консалтинговой корпорации "Делойт", ЮАР, Олег Дерипаска, президент "Русала", Николай Подгузов, заместитель Министра экономического развития Российской Федерации, Чарльз Хендри, государственный министр энергетики (Департамент энергетики и изменений климата) Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии (2010—2012 гг.); Президент Роcсийско-Британской Торговой Палаты, Димитрис Цицирагос, вице-президент по глобальным услугам Международной финансовой корпорации (IFC), Сэр Сума Чакрабарти, президент Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), Игорь Честин, директор Всемирного фонда дикой природы (WWF) России, Хакима Эль Хайт, министр окружающей среды Королевства Марокко.

Проблемы:

  • Россия недостаточно развивает возобновляемые источники энергии (ВИЭ) и рискует стать глобальным аутсайдером:

"По прогнозам, построенным на имеющихся в нашей стране трендах, Международное агентство по возобновляемой энергетике предсказывает, что к 2030 году Россия будет глубоким аутсайдером в системе возобновляемых источников энергии. Те задачи, которые поставлены в проекте энергетической стратегии — это 4% к 2030 году — это игрушечные цифры по сравнению с тем, что происходит в мире", - Игорь Честин, директор Всемирного фонд дикой природы (WWF) России.

"Звучат мнения, что развитие возобновляемых источников энергии не должно идти в ущерб традиционным источникам. Это примерно так же как производители арифмометров защищали бы свои производства в период, когда весь мир уже работал на персональных компьютерах. Это фактически стабилизация отставания, консервация значительного отставания как технологического, так и интеллектуального для нашей страны", - Игорь Честин, директор Всемирного фонд дикой природы (WWF) России.

  • Повышения энергоэффективности жилых домов можно достигнуть уже сегодня за счет доступных технологий, но необходима политическая воля для того, чтобы такая работа проводилась:

"Политики должны сыграть большую роль. Технологи говорят, что снижение энергопотребления на 20% можем обеспечить без всяких инноваций, а просто за счет политических действий", - Йенс Биргерссон, президент, главный исполнительный директор ROCKWOOL International A/S

Решения:

  • Для повышения конкурентоспособности и привлекательности российских предприятий на международной арене и для стимулирования бизнеса можно использовать более дорогую энергию от ВИЭ:

"В РусАле мы предпринимаем такую инициативу, как "зеленый алюминий". Мы говорим, что на горизонте следующих пяти лет, до 2020-2021 года, 100% алюминия нашей компании будет произведено с использованием чистой электроэнергии. Это снижает углеродный след, а как следствие повышает конкурентоспособность нашего товара в будущих реалиях мира", - Максим Соков, генеральный директор, En+ Group.

  • Необходимо ввести плату за углерод:

"По сути плата за углерод в мировом масштабе неизбежна на каком-то уровне, поэтому это нужно признать, проанализировать и готовиться к ее введению", - Максим Соков, генеральный директор, En+ Group.

"Необходимо введение платы за углерод. Она на сегодняшний момент введена в очень многих странах. Самые разные цены — от 1-3 долларов в Мексике за тонну выброшенного СО2 до 170 в Швеции. В разных странах разная доля выбросов покрывается этой системой. Опять же от 15% всех выбросов Финляндии до 80% всех выбросов ЮАР. Думаю, что наша страна могла бы начать со стоимости порядка 500 рублей за тонну им начать примерно хотя бы с 20-25% всех выбросов парниковых газов и посмотреть, как это будет работать и стимулировать бизнеса", - Игорь Честин, директор Всемирного фонд дикой природы (WWF) России.

  • Для того, чтобы не увеличивать отставание от ряда стран мира и для выполнения условий Парижского соглашения по климату, России необходимо внедрить низкоуглеродные стандарты:

"Должны быть созданы низкоуглеродные стандарты, которые во многих банках, кстати, существуют. В недавно созданном банке Азиатско-Тихооканского региона, где мы присутствуем — там очень жесткие природоохранные критерии. Но у нас их вообще нет. У нас нет guide lines со стороны Центрального банка: куда и как имеет смысл вкладывать средства для коммерческих банков. Я уже не говорю про государственные банки", - Игорь Честин, директор Всемирного фонд дикой природы (WWF) России.

"Очень важно поднять проблематику данного вопроса на самый высокий уровень, выработать стратегию низкоуглеродного развития и дать четкие правильные долгосрочные сигналы бизнесу к необходимости адаптации к новым условиям", - Николай Подгузов, заместитель министра экономического развития Российской Федерации.

  • Для развития ВИЭ в России необходима поддержка со стороны государства, в частности, в форме средств на научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую работу:

"На мой взгляд, надо кардинально пересмотреть проект энергетической стратегии, сделать главным упором развитие возобновляемых источников энергии. Туда должны идти средства, которые выделяются на научно-исследовательскую работу, на опытно-конструкторские работы по линии государства", - Игорь Честин, директор Всемирного фонд дикой природы (WWF) России.

  • России необходимо отказаться от использования ископаемого угля для выполнения Парижского соглашения по климату и перехода на "зеленую" экономику:

"Нужно дать четкий сигнал, что уголь в качестве ископаемого топлива использоваться больше не будет. Я говорю про уголь, который используется на ТЭЦ. И мы находимся в выигрышном положении: у нас доля ТЭС, работающих на угле значительно меньше, чем в Китае, чем в Германии, Индии", - Игорь Честин, директор Всемирного фонд дикой природы (WWF) России.

  • России для выполнения обязательств по Парижскому соглашению необходимо повысить энергоэффективность в различных секторах:

"Введение платы за углерод, с одной стороны, и, с другой стороны, создание механизма повышения энергоэффективности в разных секторах. Для России это в первую очередь ЖКХ и новые строящиеся дома у нас совершенно не соответствуют современным стандартам, не используют современные технологии", - Игорь Честин, директор Всемирного фонд дикой природы (WWF) России.

  • Для исполнения условий парижского соглашения по климату странам необходимо объединиться, а также создать общую организацию, члены которой выполняют условия соглашения и получают экономические преференции по сравнению с теми, кто не выполняет обязательств:

"Кооперация по единому регулятивному режиму в мире - это единственное, что на мой взгляд, позволит создать определенные «инсентивс» для развития современных технологий. Но на мой взгляд, это то, что создаст «инсентивс» для стран будь то плата за карбон, будь то какой-то другой режим, но он за счет того, что страны, которые не будут включены в эту систему регулирования, они будут терять возможности для своих экономик и товаров", - Максим Соков, генеральный директор En+ Group.

"Я думаю, что огромная работа уже была проделана разными странами мира: вузами, государствами и так далее, но как-то изолировано, разрозненно. И важным шагом будет, если мы все объединим, действуя более существенно в глобальном масштабе для того, чтобы развивать технологии более быстро", -. Чарльз Хендри, государственный министр энергетики (Департамент энергетики и изменений климата) Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии (2010—2012 гг.).

  • Для исполнения Парижского соглашения по климату России необходимо повысить энергоэффективность, в том числе строить новые дома с учетом современных технологий:

"Введение платы за углерод, с одной стороны, и, с другой стороны, создание механизма повышения энергоэффективности в разных секторах. Для России это в первую очередь ЖКХ и новые строящиеся дома у нас совершенно не соответствуют современным стандартам, не используют современные технологии", - Игорь Честин, директор Всемирного фонд дикой природы (WWF) России.