Итоги
День 2 Жизнь в эпоху инноваций
Панельная сессия "Уберизация. Новая инфраструктура. Новая реальность сферы услуг"

"Уберизация" - экономика совместного потребления или процесс массового отказа от посредников, ставший возможным благодаря развитию информационных технологий – охватывает все новые виды сферы услуг. Через сервисы мобильных приложений можно заказать такси, доставку товаров, арендовать жилье, прибраться в квартире, вызвать врача и даже попросить выгулять собаку. "Уберизация" делает услуги дешевле, а массе людей позволяет заработать. Но одновременно она лишает традиционный бизнес доходов, а государство – налогов, заставляет их менять привычные схемы.

Термин "уберизация" родился из названия компании Uber, которую в 2009 году основали в США Гаррет Кэмп и Трэвис Каланик. К 2015 году мобильный сервис для вызова такси вырос в бизнес стоимостью более $50 млрд.

Сегодня на убер-платформе работают множество компаний в различных видах сферы услуг.  Есть среди них и гиганты, например:

  • Американская Airbnb – сервис, который позволяет арендовать или сдать жилье на короткий срок, с оценкой бизнеса в $25,5 млрд
  • шведский сервис потокового воспроизведения музыки Spotify стоимостью $4 млрд.

По оценкам PwC, пять ключевых секторов "экономики Uber" (путешествия, каршеринг, финансовые услуги, наем работников, потоковое воспроизведение музыки и видео) имеют потенциал роста с $15 в 2015 году до $335 млрд в 2025 году.

Экономика совместного потребления имеет массу преимуществ: она подлинно свободна, избавлена от посредников и регулирования, дает потребителям широкий выбор по низким ценам, а поставщикам услуг – возможность заработать в удобном для них режиме.

  • По данным JP Morgan Chase Institute, количество граждан США, зарабатывающих через использование мобильных приложений, за последние три года увеличилось в 47 раз, до 10,3 млн человек. В России "уберизация" может стать значимым фактором борьбы с безработицей. По данным Высшей школы экономики, в 2015 году доля самозанятых в России составляет 2/5 трудоспособного населения.

Но одновременно новые технологии рушат традиционный бизнес, лишают его доходов.

  • Исследование IBM, проведенное в 2015 году среди 5,2 тыс. топ-менеджеров компаний по всему миру, показало, что "уберизация" пугает их больше всего. Дестабилизации бизнеса из-за появления неожиданного конкурента опасаются 54% руководителей (в 2013 году – 43%).
  • По всему миру таксисты ведут войну против Uber. В конце 2015 года против компании в нескольких странах были поданы судебные иски. Во Франции суд ограничил работу сервиса. Служба Uberpop, через которую Uber принимает заказы на перевозку пассажиров, запрещена в Германии, Бельгии и Нидерландах.
  • Новая экономика создает проблемы и для государства: сложно такой бизнес регулировать, облагать налогами, следить за правами трудящихся и отслеживать ситуацию с занятостью.

"Уберизация" экономики заставляет и государство, и бизнес пересмотреть свои привычные схемы работы. Так, большинство компаний признали в опросе IBM, что им придется активнее использовать цифровые технологии, более индивидуально подходить к клиентам и децентрализовать процесс принятия решений.

Полезна ли "уберизация"? Какие риски она несет для устойчивого экономического развития? Какова роль государства в регулировании этих процессов и как избежать возможных перекосов в экономике ввиду появления новых "цифровых" отраслей?

Модератор: Аркадий Дворкович, заместитель председателя правительства Российской Федерации

Выступающие: Сергей Азатян, сооснователь, управляющий партнер Inventure Partners - инвестиционной компании, в портфель которой входят агрегатор такси Gett, онлайн-образовательный центр "Нетология" и др., Броган Бамброган, Сооснователь Hyperloop Technologies - компании, которая занимается созданием проекта скоростного вакуумного поезда, предложенного венчурным капиталистом Илоном Маском, Зиявудин Магомедов, председатель совета директоров группы "Сумма", Марк Отти, член глобального исполнительного комитета, управляющий партнер по региону EMEIA (Европа, Ближний Восток, Индия и Африка) консалтинговой корпорации Ernst&Young (EY), Шервин Пишевар, сооснователь, управляющий партнер венчурной корпорации Sherpa Capital LLC, в портфель которой входят агрегатор такси Uber, Густаво Сапожник, главный исполнительный директор ASAPP Inc. Компания занимается созданием инструментов, совершенствующих машинное обучение и обработку текстов на естественных языках, Михаил Соколов, главный исполнительный директор системы поиска и бронирования авиабилетов OneTwoTrip

Проблемы:

По словам заместителя председателя Правительства РФ Аркадия Дворковича, на данный момент ведется полярная дискуссия об "уберизации". Противники этого явления испытывают страх перед внедрением взрывающих традиционные устои  технологий типа Uber, поскольку это может вести к потере рабочих мест, к потере налогов, деструктивно влиять на экономическую активность. В связи с этим во многих странах мира и отдельных городах вводятся жесткие меры регулирования, препятствующие распространению этих технологий. В результате замедляется скорость обеспечения новыми услугами. Он утверждает также, что сторонники явления в противовес говорят о создании новых рабочих мест, развитии МСП, постоянном увеличении качества услуг. Таким образом, уровень безопасности никак не ухудшается, а, наоборот, увеличивается за счет действия сил конкуренции и улучшения стандартов работы. Тем не менее, он делает во многом очевидный вывод о том, что технологии все равно внедряются и развиваются, что можно  увидеть на основе эмпирических данных.

“Мы говорим и думаем о новых нишах и новых идеях. Вчера на встрече с Джеком Ма, президентом компании Alibaba, мы говорили о том, что, если соединить его платформу электронной торговли с технологией перевозок по типу Uber, то можно получить хороший синергетический эффект”, - иллюстрирует свою мысль о развитии новых технологий Дворкович.

“За последние 5 лет с тех пор, как мы инвестировали в Uber, количество клиентов компании увеличилось с 9 тыс. до миллионов, а компания меняет устои того, как управляется экономика. Такие изменения происходят раз в поколение, потому что такие компании создают новые рынки, которые до этого вообще не существовали”, - подтверждает слова Дворковича управляющий партнер “Sherpa Capital” и председатель совета директоров “Hyperloop Technologies” Шервин Пишевар.

На вопрос Дворковича о рисках для инвесторов, которые инвестируют в новые виды бизнеса, кроме иногда деструктивного вмешательства правительства, была высказана мысль о разрыве между государственными целями регулирования и спросом потребителей на технологии.

“Тезис инвестора состоит в том, что зачастую наши проекты настолько впереди тех правил, которые были придуманы в 19 и 20 веке, что правила отстают. Потребители на рынках, особенно тех рынках, где их мнение очень сильно учитывается, требуют, чтобы такие сервисы как Uber оставались в городах, даже несмотря на то, что мэр или какой-нибудь городской совет или какой-нибудь профсоюз таксистов как в Париже пытался остановить распространение технологий”, - сказал Пишевар.

Дворкович также поставил на повестку обсуждения вопрос о важности языковых и культурных барьеров в процессе распространения технологического бизнеса за рубеж.

“Любой рынок, особенно развивающийся рынок, требует большого фокуса. На каждом новом рынке это не просто языковой барьер, это и вопросы, связанные с платежами. Везде люди платят абсолютно по-разному. Если взять ту же самую Турцию в качестве примера, то там люди платят практически за все в рассрочку. Поэтому любой рынок - это огромный фокус, особенно если это крупный развивающийся рынок”, - ответил главный исполнительный директор “OneTwoTrip” Михаил Соколов.

“Uber - это платформа, мы себя считаем платформой. В каждом городе, в который мы приходим, у нас везде есть люди. Не как Google или Facebook, которые могут быть в стране, но не иметь ни одного работника. Мы всегда нанимаем местное населения, чтобы управлять этим бизнесом, потому что для нас это очень важно. И мы обязаны кастомизироваться. Необходимо адаптироваться локально и создавать местным бизнесам. У нас куча проблем, которые надо решать на местном уровне. Поэтому я отказываюсь от идеи, что ты можешь быть бизнесом, который пришел, и вот так или никак”, - директор по развитию бизнеса по региону Европа, Ближний Восток и Африка, “Uber Technologies” Фрейзер Робинсон.

Голосование состояло из двух вопросов: “С чем у вас в первую очередь ассоциируется понятие “уберизация”?” и “Готовы ли вы раскрывать свои персональные данные взамен на качественные услуги?”. Самый популярный ответ на первый вопрос: «Устранение посредников между клиентом и поставщиком”(50,7%). Самый популярным ответом на второй стал “Да, если буду контролировать объем передаваемых данных” (37,4%). Второй по популярности ответ “Наши данные скоро и так будут храниться в “облаке”” (27,0%).   

Решения:

Относительно вопроса о государственном регулировании было высказано множество точек зрения.

“Транспорт - это как новый быстрый Интернет, и правительства изменили законодательства, как это происходило, когда распространялся 3G и 4G Интернет. Поэтому технологии типа Hyperloop заставляют правила двигаться быстрее”, - заявил Пишевар.

“На сегодняшний день агрегаторы делают жизнь лучше, но с этим связаны и риски определенные. Здесь важна помощь государства. Есть агрегаторы без лицензии. Очень важно, чтобы у всех агрегаторов были равные условия. И государство должно обеспечивать здоровую конкуренцию”, - сказал управляющий партнер “Inventure Partners” Сергей Азатян.

“Хочу отметить такую вещь, что Правительство поддерживает эти отрасли и вот очень, например, помогает новая налоговая среда для компаний , которые разрабатывают какой-то софт. Насколько я знаю, все мои коллеги в России разрабатывают программное обеспечение и все пользуются этими налоговыми послаблениями”, - сказал Соколов.

“С точки зрения регулирования, я думаю, единственное, о чем государство должно заботиться в этой части - это безопасность”, - суммировал Дворкович.

Относительно проблемы потери рабочих мест была выделена критическая роль образования.

“Помимо “artificial intelligence”, есть другое понятие - “intelligence amplification”. Это совершенно другой тренд, который предполагает усиление нашего человеческого капитала. Тут есть очень много беспокойств, как это будет развиваться. Эти два тренда будут развиваться параллельно, потому что искусственный интеллект вызывает большое количество вопросов по безопасности. Второй тренд будет развиваться, будет усиливать наши возможности, и с усилением наших возможностей - это будет требовать лучшего образования - будет появляться огромное количество новых рабочих мест”, - председатель совета директоров «Сумма» Зиявудин Магомедов.

Говоря об инвестиционном потенциале технологического бизнеса, был выделен ряд отраслевых и географических направлений.

“Большие перспективы я вижу, например, в образовании, в финансовых технологиях, то, что касается банковских услуг, каких-то платежей, страховых услуг, агрегаторов в области страхования. Также это какие-то истории, связанные с медициной”, - сказал Азатян.

“Например, Hyperloop легко за рубежом. Его лучше приняли как некий визионерский проект на правительственном уровне, на уровне партнеров и инвесторов, которые хотят эту сверхзвуковую систему транспортировки привнести в свою страну”, - положительно отозвался Пишевар. “А вот в Америке это кошмар. Поэтому мы считаем, что если взглянуть на инфраструктуру США, она разваливается. На самом деле не было инфраструктурного финансирования на протяжении десятилетий”, - добавил он.