29 мая 2017, 16:59
ПМЭФ-2017

Доверие в благотворительности: от этического кодекса к профессиональным стандартам

В России люди предпочитают оказывать денежную помощь нуждающимся лично, чтобы не финансировать административные расходы благотворителей. Те и сами отмечают недостаточность прозрачности и отсутствие профессиональных стандартов. Между тем, в сфере социально-ориентированных НКО (СОНКО) работает уже около миллиона человек.

Благотворительность в России – одно из главных проявлений гражданской активности.

  • Масштабы благотворительности ежегодно возрастают. Россия входит в десятку стран мира по соотношению средств, пожертвованных на благотворительные проекты, к размерам ВВП (8 место из 24 стран с показателем 0,34% ВВП). На первом месте США – 1,44% ВВП, далее Новая Зеландия (0,79%), Канада (0,77%), Великобритания (0,54%).
  • По данным Форума доноров — ассоциации грантодателей, примерно 10% от общего объема рынка благотворительности России составляет спонтанная помощь от частных лиц, порядка 90% приходится на корпоративную благотворительность. На Западе соотношение прямо противоположное.
  • Согласно исследованию НИУ ВШЭ, в 2016 году благотворительные пожертвования делали более половины россиян (53%). Приоритетная форма денежных пожертвований – личная, «из рук в руки». Также развивается «мобильная» благотворительность (через SMS). Если в 2010 году ее использовал лишь 1%, то в 2016 году эта цифра выросла до 12%.
В докладе Общественной палаты РФ о состоянии гражданского общества в 2016 году выделены три главных тенденции развития «третьего сектора» на ближайшие годы:
  • Основная — это профессионализация деятельности СОНКО. Возможно и появление крупных инфраструктурных организаций, существующих при поддержке государства и бизнеса.
  • Структурирование «третьего сектора», самоопределение НКО в соответствии с теми возможностями, которые дает новый статус исполнителей общественно полезных услуг.
  • Консолидация сектора в рамках профессиональных ассоциаций и объединений.
  • Происходит также развитие благотворительности в регионах и рост масштабов волонтерства.
  • «Третий сектор» осваивает новые ресурсные и технологические возможности — работу с банками, мобильные краудфандинговые технологии и платформы.
Для дальнейшего развития благотворительности в России необходимо будет преодолеть ряд барьеров.
  • Недоверие к благотворительным организациям. Хотя в России наблюдается переход от индивидуальной помощи к созданию инфраструктуры благотворительности, большинство граждан пока выбирают именно адресную помощь. Поддержки у системных фондов меньше из-за неуверенности в том, что деньги будут потрачены ими по назначению.
  • Непонимание жертвователями механизмов функционирования таких структур и неготовность платить за административные расходы благотворительных организаций.
  • Дефицит компетенций и квалифицированных кадров.
В России с 2017 года действует закон об НКО, но пока отсутствуют и профессиональные стандарты качества оказания социальных и благотворительных услуг, и рекомендации к стандартам публичной отчётности благотворительных организаций.

Для повышения доверия к своей деятельности благотворительным организациям предстоит принять ряд решений:

  • Создание понятных правил – разработка и последующее соблюдение четких стандартов профессиональной деятельности, например, по публичной отчетности.
  • Развитие площадок для коммуникации благотворительных организаций и жертвователей – от официальных сайтов компаний до агрегированных порталов.
  • Содействие авторитетных СМИ продвижению информации о деятельности благотворительных организаций. Этому препятствует практика неупоминания благотворительных организаций в СМИ, так как название фонда расценивается как реклама.
  • Дальнейшее содействие государства в создании комплексной инфраструктуры развития благотворительного сектора.
  • Продвижение Кодекса этических норм для благотворительных организаций.
Но только кодекса недостаточно. Действительно эффективной мерой для повышения прозрачности и, как следствие, роста доверия со стороны общества к благотворительным организациям может стать введение системы внешних оценочных критериев и механизма их соблюдения. 
Теги:
ПМЭФ-2017