С 2000 г. мировая экономика выросла более, чем в два раза, достигнув своего пика в 2014 г. Далее последовало падение на 5,7%, сменившееся медленным подъемом. Действующая концепция мирового развития перестает работать, делают вывод эксперты. Потенциал роста близок к исчерпанию и не обеспечивает улучшения качества жизни широких масс населения и преодоление бедности. Мировая экономика на развилке: или ей будет придано новое гуманитарное измерение («инклюзивный рост»), или каждая национальная экономика сосредоточится на сохранении своей стабильности, переходящей в стагнацию.
«Мы застряли в продолжительном периоде низкого роста: 2016 г. оказался пятым годом подряд, в котором темпы роста мирового ВВП находятся ниже своего долгосрочного среднего уровня. Многие люди чувствуют себя оставленными позади, задаваясь вопросом, работает ли экономика на их благо. В некоторых из стран с развитой экономикой особенно заметны растущие популистские настроения, угрожающие отходом от курса на экономическую открытость», — констатировала глава МВФ Кристин Лагард, выступая на Конференции по инклюзивному капитализму в Нью-Йорке в октябре 2016 г. Эту точку зрения разделяют и другие международные эксперты.
Начало 2017 г. вызвало осторожный подъем оптимизма.
- В апреле 2017 г. эксперты МВФ сообщили, что мировая экономика вновь набирает обороты, обещая рабочие места, повышение доходов и производительности. В 2017 г. ее рост ускорится до 3,5% с 3,1% в 2016 году, а в 2018 — до 3,6%. Это обусловлено прежде всего благоприятными экономическими вестями из Европы и Азии (в основном из Китая и Японии).
- Слишком высокий уровень долговой нагрузки в ведущих экономиках мира. По данным Института Международных финансов, за последние 10 лет мировой долг увеличился на треть. К концу 2016 г. он достиг $215 трлн, что составляет 325% мирового ВВП.
- Замедление роста китайского ВВП — главного «локомотива» мировой экономики. По прогнозам, к 2019 г. его темпы сократятся до 5,9% с 6,9% в 2015 г.
- Замедление роста экономики США. Как сообщило Министерство торговли США в апреле 2017 г., общий объем производства товаров и услуг в стране вырос в первом квартале всего на 0,7%, это самый низкий показатель за последние три года.
- Массовое разочарование глобализацией и возрождение протекционизма. В апрельском отчете ВТО говорится, что в 2016 г. темпы роста мировой торговли оказались самыми низкими с момента пика мирового кризиса в 2008 г., составив всего 1,3%. Эксперты МВФ также отмечают переориентацию политики ведущих стран мира на внутреннюю экономику.
- Негативные неэкономические факторы. МВФ в отчете «Перспективы развития мировой экономики» перечисляет следующие риски: геополитическая напряженность, внутренние политические разногласия в ведущих экономиках, слабое управление и коррупция, экстремальные погодные явления и проблемы терроризма и безопасности.
- Как отмечалось еще в докладе ОЭСР в 2012 г., при всех экономических успехах в 90-х и «нулевых» годах в мире не удалось решить три основные проблемы: бедности, безработицы и неравенства.
- Среди возможных механизмов повышения инклюзивности роста эксперты называют: прогрессивное налогообложение, меры, направленные на профессиональную и географическую мобильность работников и адаптацию рынков к структурным преобразованиям, оказание поддержки странам, преодолевающим последствия конфликтов, экономических и гуманитарных кризисов и стихийных бедствий.
- В большинстве развитых стран корреляция между «простым» ВВП на душу населения и «индексом инклюзивности» оказалась на высоком уровне. Например, у Швеции показатели совпали.
- В США проявилось противоречие в характере экономического развития: страна заняла 9 место в мире по уровню ВВП на душу населения, и лишь 23 место в рейтинге «справедливого роста».
- Россия ранжировалась среди развивающихся стран, где заняла достаточно высокое место по обоим показателям — по уровню и ВВП, и инклюзивности (соответственно 11-е и 13-е).