1 июня, 21:00

Российский экспорт: мировой спрос и приоритетные направления

КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ:

  • Приоритетная задача правительства — развитие несырьевого экспорта

«Президентом поставлена задача — повышение темпов экономического роста, но … повышение экономического роста невозможно без экспорта. Для этих целей подготовлен «Приоритетный план правительства для поддержки экспорта», поставлены конкретные задачи в цифрах — выход на сумму несыревого экспорта в 200 млрд долларов к 2025 году…», — Замминистра экономического развития РФ Станислав Воскресенский.

«Когда создавали РЭЦ, постарались учесть все те потребности, которые бизнес сформулировал. Сформировали пул экспортных мер — это 110 продуктов, которые касаются всей сферы экспорта в целом. Любой вопрос, который может возникнуть у экспортера по теме экспорта…, должен быть закрыт одним из этих продуктов… Еще одна из основных задач — это создание новых экспортеров», — Генеральный директор «Российский экспортный центр» (РЭЦ) Петр Фрадков.

ПРОБЛЕМЫ:

  • Недостаточная поддержка развития экспорта со стороны региональных властей

«Без региональной составляющей далеко не уйдем. Это очень важно, так как уже настал момент, когда региональные власти должны быть заинтересованы в работе по продвижению развития экспорта», — Петр Фрадков.

  • Внутренние барьеры для развития экспортного потенциала

«Мы уже не можем себе позволить быть удаленными…. Если мы хотим быть конкурентными там, то мы должны обеспечить нашу доставку быстро и дешево», — Генеральный директор РУСАЛ Владислав Соловьев.

  • Внешние барьеры

«Пару недель назад состоялась встреча министров торговли стран АТЭС, на которой новый министр торговли США подтвердил концепцию отхода от механизма свободной торговли к принципу справедливой торговли, в переводе на русский язык — изящный протекционизм… Это новая реальность, и мы должны это понимать и соответствующим образом подкручивать наши механизмы», — Станислав Воскресенский.

«Международный западный рынок трансформируется с огромной скоростью… Здесь же и электронная коммерция, изменения каналов продаж, здесь накладываются демографические аспекты, протекционистские меры, то есть сейчас это сложный динамический рынок», — Владислав Соловьев.

«Мешает выйти на рынки ЕС — законодательство. Нужна гармонизация законодательства с Европой. Нужны открытые ясные таможенные правила», — Президент Tikkurila Эркки Ярвинен.

РЕШЕНИЯ:

Государственная поддержка экспортных производств со стороны федеральных и региональных властей

«Один из важных факторов господдержки и государственных ресурсов — это создание экспортно-инвестиционного лифта…. Весь пакет мер государственной экспортной поддержки должен ориентироваться на создание потенциально или реально конкурентоспособных региональных продуктов … Как доказать конкурентоспособность — только экспортом», — Замруководителя аппарата правительства РФ Андрей Слепнев.

«Нужно создание налоговых преференций в точках строительства больших инвестиционных объектов. Нужны дешевые деньги, длинные деньги, нужно инвестировать, чтобы мы могли и дальше успешно развиваться», — Председатель правления, генеральный директор, ПАО «ФосАгро» Андрей Гурьев.

«В регионах РФ должна быть инфраструктура поддержки экспорта, должен быть стратегический план развития экспорта. Нужно понимать, в чем регион силен, должны быть сформулированы стратегические показатели по росту экспортеров, по их географической диверсификации и так далее», — Петр Фрадков.

  • Разработка комплексных стратегий развития отраслей

«Планируем рассмотреть отраслевые экспортные стратегии, и важно, чтобы это были не отдельные документы, например, стратегия развития автопрома — это один документ, а экспортная стратегия развития автопрома — это другой документ. Элемент экспорта должен быть в стратегии развития каждой крупной отрасли», — Андрей Слепнев.

  • Снятие внутренних барьеров для развития экспортного потенциала

«У нас есть большой объем сырьевого экспорта и для этого нужна тяжелая инфраструктура, которая тоже должна развиваться… Необходимы специализированные технологии: электронный документооборот, технология увеличения контейнеризации со стороны РЖД. Необходимо развивать транспортные продукты: Трансиб и Северный морской путь», — Председатель правления FESCO, Александр Исурин.