2 июня, 03:55

Диалог бизнеса и институтов развития — вовлеченность, доверие, эффективность

КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ:

  • Институты развития финансируются как на федеральном, так и на региональном уровне

«По различным оценкам, у нас в стране несколько сотен институтов развития функционирует и на федеральном, и на региональном уровне <…> По данным Счетной палаты РФ, в деятельность институтов развития вложено порядка 4 трлн рублей», — Андрей Соколов, заместитель гендиректора ТАСС.

  • Объем закупок Корпорации МСП за два года вырос в 23 раза, объем закупок госкомпаний у малого бизнеса в 13 раз

«Объем закупок по прошлому году составил 1 трлн 511 млрд рублей. В торгах поучаствовали более 35 тыс. субъектов МСП. Номенклатура продукции составляет 121 тыс. единиц. Когда мы перезапускали корпорацию, эти цифры составляли 64,7 млрд и 8,4 тыс. позиций», — Александр Браверман, гендиректор — председатель правления АО «Корпорация «МСП».

ПРОБЛЕМЫ:

  • Отсутствие информации о мерах поддержки, которые реализуются в регионах

«Регион сделал и считает, что у него все хорошо, и удивляется, почему ему ставят низкие оценки, или почему предприниматели не пользуются», — Светлана Чупшева, гендиректор Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов.

  • Высокий уровень бюрократии при получении разрешений на ведение бизнеса

«Приходится заполнять тонны разных бумажек, которые осложняют жизнь, и затем приходится постоянно участвовать в работе с правительственными организациями, которые должны удостовериться в том, что деньги зря не тратятся», — Ханс-Пол Бюркнер, председатель The Boston Consulting Group.

  • Коррупция при распределении субсидий от институтов развития

«У нас 600 региональных программ по поддержке предпринимательства не могут отчитаться — кого вырастили, сколько налогов заплатили, сколько новых рабочих мест… Субсидирование — это вообще темный лес. Нам часто говорят прямо: «Не лезьте, это деньги губернатора», — Марина Блудян, вице-президент «Опоры России».

  • Дублирование функций институтов развития и частных банков

«Практически все проекты, которые вели в последние годы банки развития в России, прекрасно могли бы финансироваться и коммерческими банками», — Дмитрий Панкин, председатель правления Евразийского банка развития.

  • Высокое давление административного ресурса на экономику

«Главное, не увеличивать объем льготного финансирования, а подумать над теми препятствиями, которые есть в нашем бизнесе, — деятельность правоохранительных органов, судов, административный ресурс», — Дмитрий Панкин.

РЕШЕНИЯ:

  • Повышение уровня коммуникаций между бизнесом и органами власти

«Нужно максимально популяризировать результаты получения поддержки. Мы, предприниматели, часто считаем, что это не про нас, <...> что в институты поддержки играет тот, у кого есть такие возможности», — Марина Блудян.

  • Создание единой информационной площадки российских институтов развития

«Мы подпишем такой меморандум об информировании о мерах поддержки, которые мы оказываем, чтобы максимальное количество людей понимало, куда и с каким проектом можно обращаться», — Светлана Чупшева.

«Объединение ресурсов институтов поддержки, хотя бы в информационном плане, никому не повредит, а будет нести только позитивный характер», — Александр Стуглев, директор фонда Росконгресс.

  • Оформление необходимых документов в одном учреждении

«Если бы все это было в одном обществе, в Министерстве финансов, например, то это было бы полезно. Служба «одного окна» очень важна, чтобы не было множества препятствий, множества бутылочных горлышек», — Ханс-Пол Бюркнер.

  • Акцент в работе институтов развития на специфические проекты

​​«Надо брать более длинные, более рискованные проекты. Но очень важно не уйти в другую крайность. Когда набирается куча рискованных проектов, отдачи нет, и приходят к результату, что институт развития не может продолжать дальше работу», — Дмитрий Панкин.