КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ:
«Уже нет такого аргумента, что нужно менять налоги для того, чтобы сбалансировать бюджетную систему. <…> Налоговая система должна, в первую очередь, реформироваться для того, чтобы решать основную задачу — создавать условия для роста экономики, делать прогнозируемость для бизнеса, для инвесторов».
«Налоговая нагрузка меняться не будет. Основные предложения по изменению системы будут подготовлены в текущем году, законодательство будет принято в следующем году и вступят они в силу с 2019 г.».
«В прошлом году сборы налогов росли гораздо быстрее, чем развивалась экономика. Доходы выросли за период с начала года на 25%, это значительно выше, чем темпы роста ВВП. В первую очередь, росли, конечно, нефтегазовые, но и не нефтегазовые доходы растут примерно на 15%. Это все следствие улучшения администрирования», — Антон Силуанов, министр финансов РФ.
ПРОБЛЕМЫ:
«Сейчас обсуждается снижение ставки страховых взносов с 30 до 22%, а также повышение НДС до 22%. <...> Сейчас общая ставка 30% применяется только к небольшим зарплатам. С высоких по российским меркам зарплат свыше 750 тысяч рублей в год страховые взносы составляют 15%. Замена ставки 15% на единую ставку 22%, очевидно, означает повышение налоговой нагрузки для наиболее передовых компаний и по сути будет налогом на прогресс. Повышение НДС также повышает нагрузку на оплату труда, потому что зарплата сотрудников входит в состав добавленной стоимости. Переложить повышение НДС на покупателей будет трудно или невозможно в связи со снижением покупательской способности. Поэтому маневр 22-22 для европейских компаний в России может привести не к снижению, а повышению налоговой нагрузки на оплату труда», — Франк Шауфф, Генеральный директор, Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ).
«В России существует около 50 обязательных платежей удивительно похожих на налоги и сборы. Эти платежи не предусмотрены Налоговым кодексом и называются как угодно — взносы, отчисления, платы и т.д. Для многих отраслей такие платежи становятся очень заметными, все время появляются новые платежи, например, экологический сбор», — Франк Шауфф.
«Налоговая задолженность, к сожалению, пока имеет тенденцию к росту и к такому же росту имеет тенденцию задолженность в государственные внебюджетные фонды», — Татьяна Голикова, председатель Счетной палаты РФ.
РЕШЕНИЯ:
«Налоговая служба, таможенная служба, объединение усилий основных администраторов через прослеживаемость товаров, через объединение систем управления рисками налоговой и таможенной служб, через взаимодействие информационных систем <…> — в этом направлении, с точки зрения повышения сбора налогов, будет находиться наш основной ресурс для наполнения бюджетной системы».
«Наши предложения будут нацелены на то, чтобы у добросовестного бизнеса нагрузка не увеличивалась, а снижалась за счет того сектора, который сегодня находится в тени, где не осуществляется уплата налогов в соответствии с законодательством», — Антон Силуанов.
«Мы ожидаем этого анализа сейчас от налоговой службы для того, чтобы реально оценить потенциал той ставки страховых взносов, которая действовала на протяжении всего периода времени, … и даст ли ее возможное снижение какой-то ресурс для того, чтобы реально вывести [бизнес] из тени», — Татьяна Голикова.
«Приоритет косвенных налогов над прямыми. Важно ограничение <…> — недопущение роста налогообложения труда», — Владимир Мау, ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ.
«Я не согласен с тем, что в нашей сегодняшней ситуации увеличение косвенных налогов (НДС) это хорошая мера, потому что это приведет к тому, что чистый бизнес начнет повышать цены», — Александр Жуков, первый вице-спикер Госдумы РФ.
«Стимулирование инвестиций через режим специальной инвестиционной льготы, которая в этом году была завялена, мы, начиная со следующего года, уже будем применять», — Антон Силуанов.
«Мы [в Швейцарии] выбрали систему, в которой разные части общества, кантоны и государство могут решать сами, какие системы налогов они будут внедрять. Необходима прозрачность и предсказуемость. Доверие — ключевой момент любой реформы», — Йорг Гассер, госсекретарь по международным финансовым вопросам департамента финансов Швейцарской Конфедерации.
«Повышение эффективности налоговых льгот, ускоренное возмещение НДС при экспорте и бюджетные субсидии можно поставить в пропорциональную зависимость от размера налогов, уплаченных государству», — Франк Шауфф.