КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ:
«Сланцевые производители в США стали крупным экспортерами в объеме свыше 1,3 млн баррелей в сутки. Майские данные показывают, что добыча в США достигла максимума за последние 21 месяц, составив свыше 9,3 млн барррелей в день. Значительно вырос и экспорт сырой нефти из США. <…> По оценкам некоторых экспертов, по итогам мая общая добыча ОПЕК превысила определенные ноябрьским соглашением объемы на 450 тысяч баррелей», — Игорь Сечин, главный исполнительный директор, ПАО «НК «Роснефть».
«В течение прошедшего года цены зафиксировались в диапазоне от $45 до $50 за баррель. Brent на короткое время превышает этот интервал. А неопределенность рынков значительно выросла. В этих условиях аналитики уже рассматривают сценарии с ценовыми параметрами $50, 40 и даже 30 за баррель», — Игорь Сечин.
«Впервые с 2010 г. наблюдается рост экономической активности одновременно в развитых и развивающихся странах. Растущая экономика предъявляет уверенный спрос на энергию в ее различных формах, который необходимо удовлетворять по приемлемым, конкурентным ценам и при выполнении требований безопасности, а также экологии», — Игорь Сечин.
«У российской нефтяной отрасли основой стабильного производства является высококачественная ресурсная база, которая позволяет работать эффективно даже в низких ценовых условиях на рынке. Пожалуй, на нас большее внимание даже оказывает фискальный режим, чем колебание мировой цены», — Игорь Сечин.
«Некоторыми экспертами и регуляторами высказываются явно преувеличенные ожидания в отношении роста эффективности использования энергосбережения. Да, эти процессы идут, но в последнее время темп повышения энергоэффективности явно не увеличивается. В 2016 г. общий темп снижения энергоемкости мировой экономики составил всего лишь не многим более 1%», — Игорь Сечин.
«Наш опыт показывает, что вхождение стратегических и финансовых инвесторов в капитал позволяет повысить стоимость бизнеса, дает сильный импульс на поиск дополнительных источников эффективности. Этот шаг позволит Saudi Aramco вести бизнес не только в рамках государственных соглашений, но и в рамках корпоративных связей, что придаст им гибкость, повысит скорость принятия решений, позволит создавать коммерческие партнерства», — Игорь Сечин.
«В целом структура издержек уменьшается. Сейчас мы видим уменьшение на 20-25% (мы отталкиваемся от уровня 2014 г.), но мы можем ожидать сокращение до 50%», — Эдвард Морз, главный стратег Citigroup по сырьевому рынку.
ПРОБЛЕМЫ:
«Достаточно длительная балансировка рынка на уровне $40 за баррель выведет практически половину производства на уровень убыточности. Прежде всего, на глубоководных проектах Бразилии, на нефтяных канадских песках, создаст проблемы и для сланцевых производителей (за исключением высокоэффективных проектов Пермского бассейна)», — Игорь Сечин.
«Вообще мы находимся в периоде, когда рынок потребления имеет большее значение, чем рынок производства. И борьба за рынок потребления будет достаточно острой», — Игорь Сечин.
«Разработка и развитие нефтяных производств требует серьезных инвестиций — $2-3 трлн. Мы ожидаем, что будут вложены в эту индустрию в следующие 10 лет», — Айван Глазенберг, исполнительный директор Glencore International AG.
РЕШЕНИЯ:
«Я думаю, мы и дальше будем работать также стабильно. Особенно с учетом новой инициативы правительства по введению дополнительных налоговых льгот. И мы, безусловно, будем гарантировать надежность поставок как в рамках России, так и в рамках исполнения наших международных контрактов», — Игорь Сечин.
«Рынок АТР, безусловно, для нас является стратегическим. <…> Традиционно мы были больше ориентированы на европейский рынок. <…> Диверсификация поставок заставляет нас искать новые рынки для преодоления рыночной волатильности. Мы в очень сжатые сроки смогли создать инфраструктуру для выхода нашей нефти на рынки АТР — построен магистральный нефтепровод ВСТО («Восточная Сибирь — Тихий океан»), мы нарастили поставки в КНР (по итогам прошлого года Россия стала лидером по поставкам в КНР, поставив порядка 52 млн тонн, обогнав даже наших друзей и партнеров из Саудовской Аравии). Мы наращиваем наши поставки в Японию, в Южную Корею и уходим в Тихоокеанский регион. С этим связана наша активность в Индии», — Игорь Сечин.
«Мы видим сдвиг в сторону синергии оборудования и технологий и их совместного использования для повышения эффективности. Это касается не только больших данных…<…> Сейчас мы видим инфляцию в отрасли, и нам необходимо сконцентрироваться на развитии технологий, так как они помогут решить наши проблемы», — Лорензо Симонелли, Главный исполнительный директор GE Oil & Gas.
«Точка безубыточности с $70-75 снизилась до $40 за баррель, в том числе и за счет применения технологических и инновационных усилий, big data, цифровых технологий», — представитель компании McKinsey.