3 июня, 02:43

Вымысел vs. достоверная информация: вызовы современного информационного мира

ПРОБЛЕМЫ:

  • Распространению ложной информации способствуют современные технологии

«Современные технологии, и развитие интернета, и социальные сети придали процессу распространения любых новостей огромную скорость <…>. Любая новость вне зависимости от ее качества перепосчивается, и за 2-3 минуты она достигает любого уголка земного шара», - Сергей Михайлов, генеральный директор Информационного агентства России ТАСС.

 «Люди стали быстрее получать эту информацию – истинную или ложную, неважно», – Джузеппе Чербоне, генеральный директор ANSA.

  • Понятие истины – относительно

«Ничто не является всегда полностью истинным или полностью ложным. Вот в таком мире мы живем <..> Нравится нам это или нет, пока есть люди, всегда сохранится статус-кво: нет никакой абсолютно истины, нет никакой абсолютно лжи», – Джузеппе Чербоне.

«Правда столь многогранна, что нет смысла прибегать ко лжи», – Сергей Михайлов.

  • СМИ теряют доверие читателей

 «Сложившуюся ситуацию я бы охарактеризовал, как глобальный кризис доверия, который захлестнул все страны и все слои общества. И на карту, я считаю, что поставлено доверие к журналистике как к профессии, к ее основным ценностям и базовым принципам», – Сергей Михайлов.

«Это повлияло на традиционные СМИ, на телевидение <…>. Молодые люди гораздо меньше стали пользоваться этими источниками информации», - Какуя Огата, управляющий директор международного департамента Kyodo News.

РЕШЕНИЯ:

  • Бороться с фэйковыми новостями можно через образование, воспитание критического мышления

«Нужно образовывать себя, нужно образовывать своих детей, начиная со школы, начиная с ранних классов школы учить людей сомневаться. Не нужно говорить: это правда, это ложь, нужно приучать людей к мысли, что нет абсолютной истины, нет абсолютной лжи. Нужно помогать людям научиться думать, обращать внимание на источники, анализировать ситуацию, следить за жизнью и формировать свои собственные взгляды на то, что истинно, а что ложно», – Джузеппе Чербоне.

«Наш коллега итальянский сказал о том, что корни не столько проблемы, сколько решения проблемы уходят в образование. Я абсолютно с этим согласна, есть только одно «но» - ведь и образование подвержено этой эпидемии фэйков. Посмотрите, как переписываются учебники», - Мария Захарова, директор департамента информации и печати Министерства иностранных дел РФ.

 «Образование– это один из аспектов…, но я бы параллельно с образованием позанимался идеологией этого процесса. И организовал бы в обществе широкую дискуссию или может даже кампании с привлечением издательских домов, владельцев СМИ, лидеров общественного мнения», – Сергей Михайлов.

  • Профессиональное сообщество должно объединить усилия против распространения лжи

«Мы пытаемся каким-то образом активизировать дискуссию относительно возможности создания мирового механизма… некого такого механизма, инструмента по противодействию распространения этой дезинформации <…> Профильные организации – союзы журналистов, различные профессиональные объединения должны этому (распространению фэйкового контента) противостоять», - Мария Захарова.

«Нужно выбить экономическую почву из-под ног фэйковых новостей. И есть люди, которые платят, которые зарабатывают деньги за фэйковые новости из-за того, что люди кликают на определенных новостях, и на этом осуществляется зарабатывание денег. И нужно этот вопрос решить. И найти, где, куда идут деньги. Это касается не только журналистов, это касается платформ, на которых это происходит», – Иэн Филлипс.

  • Внедрение систем проверки информации, публикация правды в противовес лжи

«Мы ввели в практику публикацию примеров или материалов, содержащих недостоверную информацию, с пояснениями того, что является дезинформацией, что на наш взгляд было искажено и так далее. У нас целый раздел есть на сайте», – Мария Захарова.

«Нужно вести борьбу. И в AP мы сотрудничаем с Facebook и другими партнерами: определяем те истории, которые приобретают популярность в онлайн, в социальных сетях, и мы сами пишем репортажи о тех или иных статьях. И эти статьи также загружаем в социальных сетях, и их можно увидеть. И тот неграмотный подросток, который увидит фейковую новость, он может ее прочитать, но он также прочитает и определенные ссылки, которые прикреплены к той или иной ложной статье», - Иэн Филлипс, вице-президент по международным новостям Associated Press (AP).

«Существуют стандарты, алгоритмы работы с информацией <…> А в ТАСС, безусловно, действует многоступенчатая проверка информации: в обязательном порядке проверяются все сообщения без исключения», – Сергей Михайлов.

  • Увеличение профессионального уровня журналистов и приоритет этических принципов

«Предлагаю больше внимания уделять <…> принципам и стандартам этической журналистики. Только личный выбор человека и соблюдение этических принципов позволяют провести край между правдой и ложью, между профессиями журналиста и пропагандиста», – Сергей Михайлов.