МОСКВА, 8 сентября. /ТАСС/. Очередная встреча политических советников лидеров стран "нормандской четверки" (Германия, Россия, Франция, Украина), состоявшаяся в среду в режиме видеоконференции, показала, что Киев не отказался от идеи полностью снять с себя обязательства, которые накладывают на него минские соглашения.
Как сообщил журналистам источник, близкий к переговорам, конференция была созвана по просьбе Германии. Также по просьбе немецкой стороны основным вопросом для обсуждения стала возможность организации в этом году нового саммита глав государств "нормандской четверки". Однако еще накануне переговоров участники обменялись проектами итоговых документов.
"Их содержание, а также сегодняшняя дискуссия, показали фундаментальные различия в подходах к урегулированию конфликта в Донбассе", - констатировал он.
"Россия прямо поставила вопрос о наличии неразрешимых противоречий в позиции официального Киева по вопросу минских соглашений, - продолжал источник. - Так, руководитель офиса президента Украины Андрей Ермак поддержал включение в проект итогового документа саммита положения о приверженности Украины полному выполнению минских соглашений, в то время как официальный представитель офиса президента Украины в СМИ открыто заявляет, что Киев "снялся с крючка минских соглашений". При этом кабинет министров Украины официально внес в августе 2021 года в Верховную Раду законопроект о переходном периоде, содержащий прямые запреты на их выполнение и, по сути, являющийся официальной заявкой Украины на выход из "Минска".
Как подчеркнул источник, минские соглашения предписывают проведение в Донбассе местных выборов, а законопроект о переходном периоде их прямо запрещает.
"Несмотря на это очевидное раздвоение сознания, представитель Украины в группе политических советников отказался признать наличие каких-либо противоречий по позиции официального Киева в отношении выполнения минских соглашений. Андрей Ермак прямолинейно заявил, что "не нужно обращать внимания на ситуацию внутри Украины, мол, президент Украины Владимир Зеленский "исполнит все, под чем будет стоять его подпись после саммита", - резюмировал он.
"В итоге двухчасовые переговоры прошли в духе уже ставшей за семь лет неизменной европейской традицией "конструктивной неопределенности", - отметил источник. - Все участники формально согласились, что проводить саммит ради самого саммита нецелесообразно. Российская сторона настаивала, что встреча лидеров должна иметь конкретные практические результаты, отраженные в итоговом документе".
Газовая тематика
По словам источника ТАСС, газовая тематика не входит в компетенцию "нормандского формата" и не может рассматриваться на его саммите.
По его словам, Ермак "неожиданно попытался добавить в текст проекта итогов саммита "газовую тематику". "Поскольку речь идет о выполнении минских соглашений, вероятно, представитель Украины имел в виду организацию Киевом поставок газа Донецку и Луганску, поскольку минскими соглашениями предусмотрено восстановление социально-экономических связей Украины и Донбасса. Другие аспекты газового вопроса в компетенцию "нормандского формата" не входят", - прокомментировал собеседник агентства.
Декларация возможного саммита "нормандской четверки"
Представители Германии и Франции обязались в ходе состоявшейся в среду видеоконференции политсоветников стран "нормандской четверки" составить декларацию возможного саммита "четверки" на основе предложений России и Украины.
По словам источника, Германия и Франция неохотно взяли на себя обязательство свести все российские и украинские предложения в обновленный проект итоговой декларации саммита, пытаясь максимально смягчить обязательства подписавшихся и исключить формулировки, которые "будут точно отвергнуты" кем-то из участников.
"Европейские партнеры не хотят никого обидеть. Но при таком подходе и исходя из ситуации внутри Украины и публичных заявлений украинских официальных лиц, в итоговом документе возможного саммита может остаться лишь необязывающая приверженность "Минску" и благодарность уходящей с поста Ангеле Меркель за активную работу" - резюмировал источник.
Заявления официального Киева
После недавнего визита президента Украины Владимира Зеленского в США украинские официальные лица начали активно продвигать идею о том, что Вашингтон якобы одобрил отказ Киева от выполнения минских соглашений. Так, вице-премьер и министр по вопросам реинтеграции неподконтрольных территорий Алексей Резников заявил, что минский формат переговоров - это "мертвая история", а спикер украинской делегации в контактной группе Алексей Арестович прямо провозгласил, что Украина "снялась с крючка минских соглашений" и больше не обязана их выполнять.
Заявления о том, что минские соглашения не являются чем-то обязательным к выполнению ранее делал и сам Зеленский. Более того он объяснял их необходимость исключительно как средство сохранения санкций против России. В свою очередь глава украинской делегации в Контактной группе Леонид Кравчук публично называл минские соглашения "удавкой на шее Украины", а в своем интервью в июне этого года вообще сравнил Донбасс с "раковой опухолью" для Украины, "которую необходимо отрезать".
Новый законопроект в Раде
При этом официальный Киев на ограничивается только словами, но и начинает на законодательном уровне делать для себя объективно невозможным выполнение минских соглашений. 9 августа 2021 года правительство Украины внесло в Верховную раду законопроект "О государственной политике переходного периода", который содержит целый ряд прямых запретов на урегулирование конфликта на основе минских соглашений.
В частности, документ вопреки положениям минских соглашений официально закрепляется статус России как государства-агрессора и стороны конфликта. После "деоккупации" на переходный период в Донбассе в прямое противоречие с "Минском-2" запрещается проведение местных выборов и предусматривается введение переходных военно-гражданской и международной администраций. Предписывается также провести зачистки и выдворения из страны иностранных граждан.
В нарушение минских соглашений в отношении значительной категории жителей Донбасса, в том числе иностранцев, не может быть применена амнистия. Не предусматривается участие органов местного самоуправления в формировании местных судов и органов прокуратуры.
В отношении жителей региона вводятся процедура люстрации и существенные ограничения в гражданских и политических правах, а именно ограничения прав быть избранными на местных выборах, запрет на занятие государственных и муниципальных должностей. Кроме того этот документ ограничивает права жителей Донбасса на передвижение. Документы, удостоверяющие личность, выданные местными органами власти, а также российские паспорта считаются недействительными и не дают права на въезд на "временно оккупированные территории" и выезд с них, а также на пересечение государственной границы Украины.
В результате в случае одобрения Радой этого законопроекта государственным органам и должностным лицам Украины юридически будет запрещено согласовывать и исполнять принятые Украиной обязательства в соответствии с минскими соглашениями.