МОСКВА, 16 сентября. /ТАСС/. Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова удивилась реакции главы МИД Франции Жан-Ива Ле Дриана на решение Австралии разорвать соглашение с Парижем о строительстве подводных лодок, напомнив о ситуации с разрывом Францией контракта с Россией по двум авианосцам "Мистраль".
Ранее в эфире радиостанции France Info Ле Дриан заявил, что Париж считает разрыв контрактов с Австралией по подлодкам подрывом доверия, и у страны есть вопросы к поведению США. Глава МИД Франции также заявил, что он "разгневан" сложившейся ситуацией, отметив, что "союзники себя так не ведут" и что это "фактически удар в спину".
"Откуда гнев и горечь? Разрыв контрактов для Франции, вроде бы, дело привычное. В 2015 году Париж отменил сделку с России по двум авианосцам "Мистраль". Или плохи только те ножи, которые ты чувствуешь в своей спине?", - написала она в четверг в своем Telegram-канале.
Великобритания, США и Австралия объявили в среду о создании трехстороннего партнерства в сфере безопасности в Индо-Тихоокеанском регионе (AUKUS). В рамках этой инициативы Австралия в следующие 18 месяцев получит американские технологии создания атомных подводных лодок, строительство которых будет организовано в Аделаиде.
Вслед за этим премьер-министр Австралии Скотт Моррисон заявил, что страна разрывает соглашение с Францией о строительстве подводных лодок. В 2016 году французская судостроительная корпорация DCNS стала победителем тендера на строительство нового подводного флота Австралии из 12 новых субмарин. Участниками тендера являлись также Германия и Япония. Это был крупнейший оборонный заказ в истории Австралии, который оценивался примерно в $40 млрд.
Контракт на строительство двух вертолетоносцев класса "Мистраль" Россия и Франция подписали в июне 2011 года. Первый корабль Франция должна была передать в ноябре 2014 года, однако из-за событий на Украине и введения санкций против РФ президент страны Франсуа Олланд решил приостановить действие контракта. Летом 2015 года контракт был расторгнут. В результате Париж выплатил Москве 949,7 млн евро, а корабли затем были проданы Египту.