23 декабря 2021, 12:46,
обновлено 23 декабря 2021, 15:16
Статья
Большая пресс-конференция Владимира Путина
Сергей Карпухин/ ТАСС

Запад должен дать России конкретные гарантии безопасности, не сводя все к обещаниям, как прежде, заявил президент РФ Владимир Путин на большой пресс-конференции в четверг.

Российский лидер указал на сложности взаимодействия с Украиной, которая стараниями Запада оказывается в центре вопроса о глобальной безопасности и расширении НАТО. При этом с другими соседями - Белоруссией, Казахстаном, Китаем - отношения у России отличные, отметил Путин.

ТАСС собрал ключевые заявления Путина о внешней политике.

Москва требует гарантий

  • Запад вел себя недобросовестно и не сдержал обещаний: "Надули. Просто нагло обманули - пять волн расширения НАТО". "Вы нам обещали не делать. А нам говорят: "А где это написано на бумажке? Нету? Ну и все, идите вы подальше. Плевать мы хотели на ваши озабоченности. <...> Идите вы со своими озабоченностями".
  • Гарантии мира должна давать не Россия: "Вы должны нам дать гарантии, вы - и немедленно, сейчас, а не забалтывать это десятилетиями". "Мы, что ли, пришли туда - к границам США или границам Великобритании? К нам пришли. И теперь говорят: "Нет, и Украина будет в НАТО". Значит и там будут системы".
  • "Без всяких хитростей мы просто прямо поставили вопрос, что никакого движения НАТО на восток дальше быть не должно. Мяч на их стороне, они нам должны что-то ответить". "Американские партнеры говорят нам о том, что они готовы к началу этой дискуссии".

Россия слишком большая?

  • При распаде СССР историческая Россия разделилась. "Но такое впечатление, что нашим партнерам этого мало. Слишком большая Россия, по их мнению, сегодня. <...> Но даже после развала СССР, где у нас осталось только 146 млн, и то слишком много".
  • "На наших объектах военного цикла [в 1990-е] сидели представители американских служб <...>. В правительстве России работали многочисленные советники, в том числе кадровые сотрудники ЦРУ. <...> Зачем надо было поддерживать террористов на Северном Кавказе и использовать явно террористические организации для попыток развала РФ?"

Несмотря на ЕС и НАТО

  • "Конечно, Италия - страна НАТО, страна Евросоюза, но это не мешает нам работать". "У нас отношения <...> не просто сложились, если не как показательные, то как хорошие, устойчивые, <...> вне зависимости от тех сил, которые на сегодняшний день возглавляют Италию".
  • "Италия могла бы сыграть роль в нормализации российско-еэсовских отношений и даже по линии переговоров, которые намечаются сейчас между Россией и НАТО".

Киев не хочет взаимодействия

  • Москва не сопротивлялась независимости Украины, хотя "Ленин со товарищи <...> засунули туда историческую территорию с народом, который никто не спрашивал, как и где он хочет жить". Но теперь там "объявили русских, проживающих на этой территории, на их собственной территории, некоренным народом, также, кстати, как поляков, венгров, румын" и "просто выдавливают русских и русскоязычное население".
  • "Кровавый госпереворот" в 2014 году произошел на Украине несмотря на готовность тогдашнего президента Виктора Януковича уйти и вызвал кризис, "людей убивали и сжигали". "Как мы могли отказать Севастополю и Крыму <...>? Нас поставили в ситуацию, когда мы не могли поступить иначе".
  • Путин "лично уговаривал [предыдущего президента Петра] Порошенко" не начинать силовую операцию в Донбассе. Итог - "окружение, потери, минские соглашения", которые сейчас "единственно возможный" путь к урегулированию, но Киев не хочет их исполнять и принимает противоречащие им законы, вместе с Западом хочет представить РФ стороной конфликта.
  • "Как можно выстроить отношения с сегодняшним руководством с учетом того, что они делают?" Нынешний президент Владимир Зеленский после прихода к власти "попал, как и прежние руководители, под влияние радикальных элементов, как на Украине говорят, "нациков".
  • "Может быть, готовят третью военную операцию и нас заранее предупреждают - не вмешивайтесь, не защищайте этих людей (население Донбасса - прим. ТАСС), вмешаетесь, будете защищать - последуют новые санкции".

К интеграции с Минском

  • Президент Белоруссии Александр Лукашенко и его команда - "непростые переговорщики", "был долгий и непростой процесс согласования позиций", но Москве и Минску удалось достичь понимания. "Сейчас у нас речь идет о том, чтобы синхронизировать налоговое, таможенное дело и законодательство".
  • "Уровень нашей интеграции до сих пор гораздо ниже, чем уровень интеграции в Евросоюзе, просто несравнимо".

Русскоговорящий Казахстан

  • "Уникальные отношения сложились с Казахстаном. Они были заложены и первым президентом Казахстана Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым, и сейчас подхвачены эти направления с новым президентом, с которым у меня очень близкие и дружеские отношения сложились".
  • "Я очень благодарен руководству Казахстана за внимательное отношение к поддержанию и развитию русского языка. Вы же сами знаете, сколько людей в Казахстане говорят по-русски. Это русскоговорящая страна в полном смысле слова".

Стратегическое партнерство с КНР

  • "Мы с председателем Китайской Народной Республики Си Цзиньпином все время общаемся, как друзья, называем друг друга "друг - друг". У нас личные отношения сложились доверительные, и они помогают выстраиванию деловых отношений".
  • У России и Китая "абсолютно всеобъемлющее партнерство стратегического характера". "Мы разрабатываем даже вместе отдельные высокотехнологичные виды вооружений".
  • "Им [США] не сдержать развитие Китая, они должны это осознать в конце концов. <...> Сегодня уже Китай по паритету покупательной способности по экономике больше американской [экономики по данному показателю]. Пройдет еще 2035 год, 2050-й, [и] Китай неизбежно станет первой экономикой мира".

Афганские реалии

  • Москва исходит "из того, что все-таки силы, которые оказались во главе Афганистана, будут настраиваться на то, чтобы в руководстве страной были представлены все этнические группы".
  • "Что касается признания, мы работаем консолидировано со всеми участниками международного общения".
  • "У нас открытые границы со среднеазиатскими республиками, бывшими республиками Советского Союза, и, конечно, возможное проникновение туда каких-то экстремистских элементов не может не вызывать у нас определенной тревоги и опасений".